Репрессии против налоговых чиновников – дело нечастое. В основном подвергают наказанию тех, в чьих полномочиях различные проверки. Проверяющие могут вымогать взятки, и предприниматели от безысходности обращаются к карательным органам для наказания чиновника и ликвидации последствий произвола. Да и суммы взяток в таких случаях – наиболее «интересные».
Недавнее задержание замначальника 46-й ИФНС в Москве Татьяны Деменок за получение взятки выбивается из череды подобных дел.
Ведь 46-я налоговая никого не проверяет, а только регистрирует юридические лица. И вымогать взятку смысла нет: зарегистрировать по-честному какую-нибудь ООО или АО не представляет особого труда при наличии квалифицированной юридической помощи.
Регистрация однодневок с бомжами в роли директоров и учредителей с применением поддельных печатей нотариусов – другое дело. Через такие «липовые» фирмы проходят миллионы, которые легализуются и обналичиваются. И без нужных связей в ФНС такие операции не провести. Однако те, кто занимается таким бизнесом, никогда не станут сдавать свои «контакты» оперативникам.
Возможно также, что задержание замначальника этого органа было грамотной провокацией со стороны УБЭП, который решил «заказать» регистрацию однодневки за 90 000.
Есть мнение, что отставка мэра Юрия Лужкова не позволит Кремлю полностью взять власть в Москве в свои руки, потому что бывший градоначальник за 18 лет успел «расставить» своих соратников во всех знаковых органах власти. Столичная ФНС – не исключение. Это мнение может быть очень близко к истине, и для окончательной победы над противоборствующим кланом Кремлю нужно проводить «очистку».
Конечно, не стоит полагать, что замначальника 46-й ИФНС – вершина коррупционных схем. У бывшего мэра должно быть намного больше друзей во власти, которые располагаются на более высоких должностях. Скорее, это задержание – некий сигнал оставшимся союзникам Лужкова и предложение не пытаться «оказывать сопротивление». Неугодные чиновники хоть и занимают не слишком выгодную для федеральной власти позицию, однако они профессионалы и имеют устоявшиеся «внутрикорпоративные» связи, которые обеспечат порядок внутри каждого органа.
Это, конечно, не оправдывает взяточников и коррупционеров. Они виноваты и должны помнить о неотвратимости наказания. Однако мотивация в борьбе с коррупцией у нашей власти пока явно хромает: эта борьба часто является лишь инструментом в достижении собственных целей, а не попыткой наведения порядка.
Поэтому, вероятно, это не последнее задержание, и стоит ждать новых разоблачений: на сотрудничество могут пойти не все чиновники. Бывшему градоначальнику до сих пор симпатизируют префекты округов, руководство Федеральной службы государственной регистрации, геодезии и картографии. Не говоря уже о правоохранительных органах, органах судебных приставов, Московском городском суде и Арбитражном суде Москвы. И способов борьбы с неугодными может быть множество. Как у нас говорится, был бы человек, а дело найдется.