Уважаемый Сергей Семенович! Как я и предупреждал, придется потревожить Вас снова. Вряд ли, кстати, в последний раз. Потому что прежде, чем обсуждать проклятый жилищный вопрос, деятельность московского строительного комплекса, вопросы управления собственностью города, хитросплетения социальной сферы, возможность – нет, не одоления, но хотя бы введения в какие-то разумные рамки – коррупции, неизбежность настоящей публичности и прозрачности и еще целый ряд предметов, хотелось бы обратиться к материям тонким, щепетильным, притом еще и крайне неоднозначным. Речь пойдет об отношениях с федеральным центром и, в какой-то мере, с соседом – Московской областью. Как Вы, вероятно, заметили, изрядная часть того, что обсуждалось в первой части, требует не то что согласования с федеральном центре, а именно решений на федеральном уровне. Таких, например, как увеличение акцизов на бензин. Или – что, возможно, будет удачнее – введение регионального налога с продаж на бензин. С тем, чтобы поднимать стоимость эксплуатации автомобилей не во всей стране, а лишь в московском регионе, ну и других областях, где власти сочтут эту меру необходимой. Нет-нет, идея введения новых налогов и повышения налоговой нагрузки мне не нравится ни теоретически, ни как потребителю, ни как налогоплательщику. Но, честно говоря, я давно готов поступиться какой-то (не столь уж, надеюсь, большой) частью своих доходов ради возможности перемещения по городу и области, а также безопасности – как собственно перемещения (речь о раздолбанных колымагах частных извозчиков), так и экологической (а это уже об извергаемом ими смраде). Договариваться с федералами предстоит и о выводе из Москвы части функций. Зачем, например, в Москве тюрьмы? Их в городе восемь. Каждая – это не просто изрядный кусок дорогущей московской земли, но и источник проблем для жителей окрестных домов. Ну, не может быть нормальной жизни в нескольких сотнях метров от тюремной ограды, не получается, везде какая-то полоса отчуждения. Так, может, вынести их в чистое поле за город, построить с нуля нечто с человеческими условиями для заключенных и подследственных, а не как сейчас – по 150 человек на камеру в 20–30 квадратных метров? Возить в суды будет неудобно? Так давайте и суды по мало-мальски серьезным делам выведем туда же. Или, например, земля. Не верьте, что в Москве не осталось земли под застройку. Это в значительной мере всего лишь чиновная отговорка для оправдания продолжения точечной застройки, имитации дефицита и вымогательства астрономических взяток. На самом деле в городе до сих пор навалом промзон. В том числе и в пределах Садового(!) кольца. Увы, зачастую это предприятия и учреждения федерального подчинения, подступаться к которым прежние московские власти не хотели или не могли. Это и вышеупомянутые тюрьмы, и какие-то загадочные казармы, и огромные давно заброшенные оборонные заводы (особо рекомендую экскурсию, например, на Золотую улицу). Не место им в городе. А на их месте вполне возможно построить новые жилые районы и не столь прожорливые с точки зрения пространства рабочие места. Вам ведь положено «инвестиции привлекать», «модернизацию проводить» и «высокие технологии внедрять»? Ну так попросите в Кремле и Белом доме карт-бланш на вывод всей этой непонятной фигни подальше от МКАДа. По-хорошему, конечно, неплохо бы и сами федеральные власти попросить куда-нибудь съехать. Понимаю, из Москвы, наверное, нереально. А вот если не съехать, а съехаться? Построить для министерств единый комплекс – чтобы пешком ходили из Минрегиона в Минфин (а то и просто на лифте ездили), а оттуда уже в Белый дом? Я, кстати, и местечко присмотрел – на месте Краснопресненской тюрьмы и окрестных промзон. Там тебе и Сити рядышком, и до Рублевки недалеко. Дорого? Да ну – «шоколадная» же история для девелопера, столько можно в обмен всякой хорошей недвижимости в центре города получить. Очередь же выстроится. Да и, кстати, пробок, не говоря уже об осточертевших мигалках, в городе поубавится. Придется, конечно, договариваться и с соседней Московской областью. И по выделению земли под переносимые за город объекты, и по строительству транспортной инфраструктуры. Область отчаянно нуждается в деньгах – тут, пожалуй, пригодятся и новые рабочие места, а значит, и налоги: НДФЛ у нас взимается по месту работы, а не проживания, и бюджетные инвестиции, и частные – они неизбежно последуют за выводом части федеральных историй из города. На самом деле, описать в одном тексте весь клубок проблем на стыке федеральной и городской ответственности невозможно. Тут пытаешься потянуть за одну ниточку, а тебе вылезает сразу десяток, берешься за бюджетный федерализм, а тебе сразу – пробки, занятость, инвестиции, землепользование, экология и так далее. Пытаешься обсудить исключения для Москвы из федерального законодательства и вспоминаешь отвоеванный когда-то Лужковым особый порядок московской приватизации – вероятно, одну из причин невероятного коррупционного разгула в столице. Пытаешься обсудить уход от этих исключений и вспоминаешь войну муниципалитетов с городскими властями, чуть не закончившуюся превращением города в расползающееся лоскутное одеяло. Подозреваю, что не последней причиной того, что многие из московских проблем при Лужкове не решались, было некое (пусть и не слишком заметное) противостояние между властями столицы и страны. Теперь же их не должно быть? Может быть, у нового московского мэра появится еще и дополнительная должность – вице-премьер правительства РФ? Что ж, это – при условии добропорядочности – даже может помочь.