В день отставки Юрия Лужкова правительство Москвы выступило с оригинальным, поражающим воображение предложением – запретить грузовикам транзитный проезд через МКАД. Любой, кто проводит часы в пробках на МКАД, встретит это предложение «бурными и продолжительными аплодисментами» и словами «наконец-то власть решила позаботиться о нас», «хоть что-то полезное сделали». Мы в этом году сняли новый офис, стали на один километр «замкадышами», поэтому пользоваться Московской кольцевой автодорогой приходится часто. Пробок на этой магистрали не избежать. И то количество грузовых машин, что каждый день бороздит просторы МКАД, только усугубляет их. Корень проблемы очевиден. МКАД создавалась в 1960-е и реконструировалась в эпоху раннего Лужкова как объездная дорога. Но в последнее время ситуация изменилась. Количество транспорта выросло, и из объездной дороги МКАД фактически превратился в городскую улицу, пусть и «скоростную», пятиполосную. По идее, на внутригородской улице потокам крупногабаритного транзитного транспорта делать нечего. И запрет большегрузного транзита ситуацию бы на дороге улучшил. Но что делать грузовикам? Ведь «если завтра война» и МКАД с транзитом расходятся как в море корабли, то у фур фактически остается два объездных пути: Малое и Большое бетонные кольца – А107 и А108. Парадокс заключается в том, что ни одна из этих трасс не готова стать полноценной объездной дорогой вокруг Москвы. Обе они длинные, узкие, проходят через населенные пункты, нередко пересекаются с железными дорогами в одном уровне. И время проезда, и их загруженность еще более непредсказуема, чем МКАД. Водители грузовиков – как мыши из анекдота – плачут, колются, но продолжают грызть кактус: ругают МКАД, на чем свет стоит, но все равно ехать предпочитают там. Есть еще одно интересное обстоятельство. Как известно, в пределах малого железнодорожного кольца движение грузовиков резко ограничено. И все же они там нередко появляются. И все об этом знают. Сотрудников ГИБДД, которые дежурят в районе Третьего транспортного кольца, водители грузовиков иначе как «билетерами» и не называют. Каждый въезд в центр стоит примерно «три билета в Большой театр». Очевидно, что простой запрет проезда по МКАД приведет к появлению новых «билетеров». А кому охота проводить часы у переездов и думать, как избежать закрытого моста через Москву-реку в районе Бронниц на А107? И ведь, на самом деле, существует положительный, совершенно противоположный, пример. На форуме дальнобойщиков я прочитал, что в подмосковных Люберцах некоторое время назад мечта московского легкового драйвера осуществилась. «Кстати, в подмосковных Люберцах уже ввели запрет на въезд и движение по городу грузового транспорта с 7 до 22-х. На всех въездах стоят гайцы, и всех заворачивают. Задействованы 8 экипажей, денег не берут», пишет один из водителей грузовиков. Возможно, приказ о недопущении грузовиков в город и не очень укладывается в рамки закона, возможно, прокуратура напишет по этому поводу свой протест… Но эффект есть. Можно сколько угодно писать о том, что с первого мартобря …надцатого года грузовому транспорту движение будет запрещено; но как только реально встанет бизнес, склады и прочие центры притяжения грузовиков начнут массово мигрировать из городов. В Люберцах так и происходит. В конечном счете дышать местным жителям стало чуть легче. Понятно, что Москва – не Люберцы, и тут полный запрет в лучшем случае обеспечит дополнительный заработок гаишникам. «Билет в Большой театр» будет неактуален – скорее уж в Ярославль. Тем не менее, что-то предпринимать с грузовиками надо, и как можно скорее. Ведь неслучайно сами москвичи именно решение транспортной проблемы в городе считают для нового градоначальника первоочередным. Главное – помнить, что все надо делать в комплексе, просчитывая каждый шаг.