На днях забрезжил свет в конце тоннеля для российских частных военных компаний (ЧВК): по сообщению зампреда думского комитета по безопасности Геннадия Гудкова, в Госдумеготовится законопроект, позволяющий российским охранным фирмам с оружием в руках работать за границей. Таким образом, работа российских ЧВК из сферы общественного обсуждения переходит наконец-то в законодательную. Этого ждали давно. Ждал крупный российский бизнес, ждали охранные предприятия, ждали тысячи российских военных специалистов. В России существует, по крайней мере, три коммерческие компании, которые не скрывают род своей деятельности, которые частично состоят из граждан Российской Федерации и имеют большой опыт работы в Ираке, на Ближнем Востоке, в Африке, опыт по проведению морских и наземных конвоев в горячих точках планеты. В частности, с одной из этих компаний, Fort Defense Group, лично мне довелось плотно работать в Ираке в 2009-м и 2010 году, и я могу подтвердить разносторонний и богатый опыт группы. В связи с несовершенством российского законодательства компании долго не афишировали свою деятельность и выполняли международные контракты, не всегда привязанные только к российским заказчикам. Как известно, после войны в Ираке в мире образовался многомиллиардный рынок ЧВК, который только набирает обороты. Но Россия никак не была представлена на этом рынке по одной простой причине: у нее до последнего времени не было внятной внешней и внешнеэкономической политики. Между тем, российские компании все больше проникают на рынки неспокойных стран Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Азии. Каждый год журнал Forbes составляет рейтинг наиболее опасных стран мира. При составлении этого списка авторы журнала пользуются информацией, предоставляемой крупными компаниями в сфере оценки рисков iJet Intelligent Risk Systems и Control Risks, а также Госдепартаментом США. Степень опасности пребывания в той или иной стране оценивается по уровню преступности, эффективности полицейской защиты и уровню гражданских беспорядков, а также угроз терактов, угроз похищения людей и геополитической стабильности. В 2009 году это были: 1.Сомали. 2. Афганистан. 3. Ирак. 4. Демократическая Республика Конго. 5. Пакистан. 6. Сектор Газа. 7. Шри-Ланка. 8. Йемен. 9. Судан. 10. Зимбабве. 11. Кот Д’Ивуар. 12. Гаити. 13. Алжир. 14. Нигерия. 15. Грузия Во многих из этих стран у России есть экономические интересы. В Ираке работают «Лукойл», «Газпром нефть», «Технопромэкспорт», «Ренова» и «Альфа-Групп». В Афганистане непочатый край работы в транспортной и энергетической сфере. В Алжире – «Стройтрансгаз» и «Роснефть». В 2006–2007 гг. «Лукойл» приобрел доли в трех блоках на шельфе Кот-д’Ивуара, и в одном – на шельфе Ганы. В Гвинее «Русал» владеет боксито-глиноземным комплексом Киндия и заводом в г. Фриа. В Судане у России есть интерес к разработке российскими предприятиями суданских нефтяных месторождений. «Рособоронэкспорт» также планирует в ближайшие годы вернуть утраченное в 90-е гг. влияние на страны Африки южнее Сахары. И перед российскими компаниями встает выбор: кто будет занимать охраной объектов, персонала и логистических операций в этих странах? Выбор небогат. Либо использовать местные силы, зачастую коррумпированные, диктующие свои условия и полностью подконтрольные местным властям, либо за бешеные деньги нанимать западные ЧВК, которые кроме дороговизны содержания не обладают ни лояльностью, ни надежностью в случае обострения ситуации. Идеальным решением было бы использование своих частных охранных структур – российских ЧВК, которые просто благодаря происхождению были бы плотно связаны с российскими интересами. И изменения российского законодательства могли бы решить эту проблему. Законодательная база позволила бы России участвовать в качестве игрока на международном рынке частных военных услуг. Позволила бы влиять на рынок через ООН, редактировать международные конвенции и предлагать свои правила игры. В таких странах, как США, Англия, ЮАР, Израиль есть более-менее прописанное законодательство, регулирующее деятельность военных компаний. Международное право в вопросах наемничества руководствовалось до недавнего времени Женевской конвенцией, затем Конвенцией ООН и на сегодняшний день – Документом Монтре, который подписали уже 22 государства. Этот документ регламентирует работу ЧВК на международном рынке, но Россия пока не имеет к нему никакого отношения. Да, надо признать, что пока мы можем рассчитывать лишь на мизерную нишу на мировом рынке частный военных компаний. Но все в жизни меняется. Гегемония западных ЧВК с их подмоченной репутацией – вещь не вечная. Надо заходить на рынок и менять его правила под себя. И делать это цивилизованно, легально, на международно-правовом уровне. Принятие адекватных законов в России – первый важный шаг. ЧВК – это не только бизнес, хотя ЧВК всегда идут следом за экономическими интересами, а не впереди них. ЧВК – это еще и инструмент внешней политики, которым активно пользуются те же США, выстраивая свои отношения с другими странами. Госдеп США и министерство обороны США на коммерческой основе привлекают свои ЧВК к работе за рубежом, устанавливая таким образом контроль над сырьевыми рынками, над рынками сбыта, определяя доступ к транспортным артериям и к жизненно важным ресурсам. ЧВК – это, в том числе, и культурная экспансия. В этом плане российские ЧВК со своим умением налаживать человеческие контакты, со знанием языков, с огромным советским навыком работы по всему миру, могут быть вне конкуренции. Именно российские ЧВК, работая на земле с людьми, могут сделать для имиджа нашей страны больше, чем все аналоги Russia Today. Безусловно, необходима кропотливая работа над регламентацией деятельности наших компаний за рубежом, есть вопросы лицензирования работы и вопросы вооружения сотрудников. Но все это надо делать уже сейчас, не ждать, пока сотни российских специалистов высочайшего класса либо растеряют свои навыки, либо уйдут работать в зарубежные ЧВК, что сейчас и происходит к неудовольствию наших силовых ведомств. Не ждать, пока в мире уйдет с политической сцены поколение высокопоставленных иностранцев, которые учились в СССР, знают русский и пока еще хорошо относятся к России. И которые насмотрелись на присутствие сил Коалиции в своих странах и сыты по горло их поведением. Этим людям сейчас около 50 лет, они многое решают в своих странах. Но когда это поколение уйдет, элиты тех стран, где происходят боевые действия, уже никак не будут связаны с Россией. Зазор небольшой, но он у нас еще есть. И надо им воспользоваться, а не ждать, пока США решат проблемы с имиджем своих ЧВК.