На сайте «Эха Москвы» журналист из Токио Василий Головин затеял нешуточную дискуссию о том, есть ли в России мировые бренды, созданы ли у нас в стране за последние 20 лет хоть какие-то торговые марки или символы нового мира, этому миру, собственно, известные. Оказалось, что нет…
В советское время такие бренды были. Это и автомат Калашникова, и МИГ, и даже «Катюша». Все эти бренды были откровенно милитаристскими, как и стилистика советской политики и образа мысли. Может быть, были какие-то еще, не напомните? Балет, космос и хоккей в полной мере брендами назвать нельзя. На сценах танцевали, а на льду играли и до нас, будут играть и танцевать завтра, с разным успехом, конечно. И летать будут. С нами или без нас. ГУЛАГ – это бренд? Или символ? Давайте будем считать, что символ. Символ страны и определенного периода ее развития. На что еще можно было поставить пятиконечный «знак качества»? Только не называйте рижские шпроты и челябинские трактора, это будет нечестно по отношению к окружающему нас миру… СССР рухнул. Родилась Россия. Нам уже 20 лет. Что мы сделали? Не так давно в одном маленьком университетском городке к югу от Бостона я разговаривал с сыном Никиты Хрущева, Сергеем Никитичем. Он искренне удивлялся, как может «Роснано» предлагать к продаже на запад свои еще не реализованные разработки (на уровне идеи и концепции). Весь мир, говорил Сергей Хрущев, создает «нано» для себя, и только для себя. Это – не продается. Это – не экспорт. А Россия предлагает купить, еще даже не доделав. Или я его неправильно понял?.. Он же сказал мне, что на недавнем научном семинаре в США, на котором присутствовали все мировые лидеры в области космоса, о России не было сказано практически ни слова. У нас больше нет космоса?.. «Газпром» и «Роснефть» – не бренды. Потому что они продают сырье, а не уникальный высокотехнологичный продукт, который был создан только у нас, и нигде больше. Поэтому о сырье говорить далее нет смысла – все ясно. Мы его, конечно, продаем, и тем знамениты, а что продавать-то еще? Вернее, что у нас еще купят? На ум тут же приходит самый яркий и «патриотичный» бренд страны, наиболее ярко символизирующий ее сегодняшнее состояние идеологической передозировки, – Bosco. Авторы комплектов спортодежды в триколоре назвали его так для чего? Чтобы скрыть собственно исключительно российское происхождение или для Запада (типа промо)? Знают ли этот бренд за границей, то есть в мире? Ответьте сами. Об автомобильном секторе промолчу. Ибо «УАЗ Партиот» и «Лада Калина» брендом не станут даже на родине, кто бы на них не ездил в качестве рекламного агента или дилера. Есть, впрочем, вещи или иные субстанции, которыми мы знамениты в мире именно благодаря последним 20 годам существования молодой и богатой страны. «Русская мафия» – это, несомненно, наш бренд, тренд и жупел. О ней – мафии – снимают фильмы в Голливуде, пугают фермеров в Испании, ее ловят во Франции и Британии. Мафия ходила в красных пиджаках с цепями поверх водолазок, а сверху (в зависимости от погоды) надевала черные кожаные плащи. Это – новый русский стиль, пришедший на смену кокошникам… Есть и некие ментальные термины и символы, отражающие наше интеллектуально-психологическое состояние в зеркале окружающего нас мира. Тут можно упомянуть и «общак» (заменивший казну), и «стрелки» (переговоры), и «рамсы» (бизнес-план). Но это – бренды внутрироссийские, для внутреннего употребления. В мире о них слышали, но до конца не понимают их масштабности и истинного значения для жизни современной России. И слава богу… Символом Олимпиады-80 был Мишка. На ЭКСПО в Шанхае нас представлял Незнайка. Мы сделали шаг назад?.. На днях в одном из очень модных московских ресторанов мне пришлось быть свидетелем разговора двух, безусловно, крупных топ-менеджеров одной, несомненно, очень крупной компании. Сначала они говорили о выходе на IPO в Париже, потом о падении котировок на Токийской бирже, а потом одним из них взял свой «Верту» и позвонил. Кто был его собеседником, я не знаю, вероятно, бизнес-партнер. Они говорили о том, что Муса должен срочно вернуть «кэш», иначе вопрос будет решать Магомед. И нечего «фраерить» и «крошить батоны» без согласования с «крышей», иначе могут и в «лесополосу вывезти». Дай им всем бог выйти на IPO без потерь… Можно ли при таком раскладе сделать шаг вперед? И какие мировые бренды мы можем создать сегодня? Впрочем, не надо иллюзий. Мир думает о нас все меньше. И за событиями в России следит лишь в тех случаях, когда они как-то касаются жизни этого самого мира. Мира, в котором нас почти нет.