Уважаемый господин мэр, По-хорошему, это письмо должен был бы писать юрист. Потому что мне хотелось бы обратить Ваше внимание на легальность принимаемых решений. Их юридическую безупречность. Но так уж сложилось, что юридический образ мышления в меньшей степени, чем экономический, подразумевает склонность к обобщениям и прогнозам. В любом случае ситуация складывается достаточно абсурдная: напоминать о необходимости соблюдать закон приходится не просто представителю власти, призванному его защищать, но и кандидату юридических наук. Дело в том, что некоторые из самых первых шагов властей вверенного Вам города вызвали оторопь горожан. Не то чтобы мы особенно нежно любили ларьки на московских улицах – шедеврами архитектуры и дизайна их вряд ли кто назовет. Но как-то, знаете, привыкли пользоваться их услугами: возможность перехватить на бегу то пачку сигарет, то бутылку воды, то букет цветов, то пачку сосисок или бутылку пива давно стала привычной. А в некоторых местах Москвы это и вовсе чуть ли не единственная возможность купить хлеба и молока, не устраивая целую экспедицию в ближайший супермаркет. И ведь не ранние 90-е на дворе – поставить торговый павильон без разрешения целой кучи инстанций давно невозможно. Подавляющее большинство ларьков и палаток их имеет. Зачастую, кстати, это им обошлось в приличные деньги – и, как Вы, вероятно, догадываетесь, эти деньги пополнили отнюдь не только городской бюджет. Конечно, у кого-то, это уж точно, документы не в порядке. И знаете, что? Это отличное указание на то, что с местной управой и отделением милиции надо разбираться в первую очередь – они не только взятки брали и крышу обеспечивали, но еще и не сумели изобразить даже видимость легальности. Сейчас же в Москве идет массовый снос и вывоз палаток – не глядя на разрешительные документы, без решений суда, без компенсаций за покуроченное имущество и недополученную прибыль, без заблаговременных предупреждений. Просто телефонный звонок – к вам едет самосвал, вывозите барахлишко. Доходит до совершенных юридических курьезов. Например, после того, как снос газетных ларьков был отменен, власти Юго-Восточного округа, ссылаясь на постановление правительства Москвы от 21.09.2004 номер 636-ПП, приняли решение перенести их «за пределы 25-метровой зоны метрополитена». Ирония заключается в том, что в соответствии с вышеупомянутым постановлением, газетные киоски – в отличие от прочих – как раз могут в ней располагаться. Крупного бизнеса среди хозяев киосков нет. Даже сети, располагающие несколькими десятками и сотнями палаток, – в лучшем случае, средний бизнес. Мало у кого из них достаточно ресурсов на то, чтобы судиться с московским правительством, добиваться общественной поддержки, дойти до Кремля и Белого дома, отстоять свои интересы. Большинство проглотит унижение, смирится с убытками – отчасти, конечно, компенсировав их из карманов потребителей. Не самых, кстати, богатых – тех, для которых несколько лишних рублей за пачку сигарет или бутылку воды – вполне себе деньги. Кто-то, конечно, будет судиться. Как вроде бы уже, например, решила сеть «Сдоба». И правильно сделает – потому что людям, которые пытаются жить по закону, очень хочется, чтобы этот самый закон все-таки применялся. Большинство вряд ли пойдет в суд. Главным образом, потому что они слишком сильно зависят от чиновников. Обращение в суд для них – как помахать перед быком красной тряпкой: растопчите нас насмерть. Кстати, думаю, зря. Потому что хочется надеяться, что общественное мнение – на их стороне. Потому что очень надоело, что власть раз за разом отказывается исполнять свои же законы. И никому – ни в мэрии, ни в Кремле, ни в Белом доме – не хочется снова увидеть лозунг «Соблюдайте вашу Конституцию» на Красной площади. Ну ладно, переборщил. Революционных настроений из-за снесенных ларьков никакая – даже самая что ни на есть несистемная – оппозиция не дождется. А вот деловой климат в очередной раз подпортить можно. Что там у нас в индикаторах этого делового климата? Права собственности? Исполнение контрактов? Стабильность регулирования? А кто, собственно, сказал, что они неприменимы только к ларькам? Может, завтра мэру не понравится (или, наоборот, слишком понравится) дом, где я живу, мой офис, завод, контракт с городом? Понятно, ставим жирный минус, деньги вкладываем не в Москву, а в Киев, Варшаву, Бангкок, Шанхай – благо конкурентов предостаточно. Увы, вместо слова «Москва» тут надо писать «Россия». Как о магазине судят по витрине, так и о стране – по столице. Вашему предшественнику здесь принадлежит одно совершенно выдающееся достижение: всего лишь за счет кошмарно забюрократизированных процедур регулирования в строительстве ему удалось отбросить всю страну на несколько десятков позиций в самом авторитетном рейтинге делового климата – Doing Business. Авторы этих докладов неоднократно признавали, что если бы не Москва, Россия соседствовала бы в нем отнюдь не с Угандой. Сколько пунктов роста ВВП страны на этом было недополучено, можно лишь гадать. Вы ведь не хотите превзойти достижения команды Юрия Лужкова? Так вспомните, что Вы юрист, пока не поздно.
Про ларьки, легальные материи и деловой климат
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Письмо новому мэру. Часть VII
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...