Уважаемый господин мэр, Есть у меня мечта. Неосуществимая, конечно – как и положено быть настоящей мечте. Чтобы в один прекрасный день к Красной площади вернулось ее историческое предназначение. Чтобы раскинулись там торговые ряды, балаганы с лицедеями. Чтобы праздный люд шатался меж рядов, прихлебывая горячее вино со специями, иноземцы дивились странным русским кушаньям, а клерки из окрестных контор заскакивали, чтобы на бегу схватить домашний – с пылу, с жару – пирожок с капустой и бежать дальше: кто на государеву службу, кто по делам коммерческим. Чтобы никакой мертвечины: разве ж место погосту на ярмарке? Никакого танкодрома: нормальной жизни больше свойственно торговать, а не воевать. Те, кому положено, и без регулярных напоминаний знают, что у нас есть пушки, танки и ракеты. Причем, говорят, не только надувные, но и настоящие. Да и без торжественности можно обойтись: мирская жизнь штука шумная, суетливая. А для духовных и возвышенных надобностей куда лучше подходят места более уединенные, чем городские площади. А вот рынку, базару, ярмарке на центральной площади самое место. Города во всем мире вырастали вокруг них. Настоящие города, живые, переживавшие тиранов и самодуров, нашествия и экспансии. Столетиями и тысячелетиями вокруг них кипела жизнь: когда-то рынки были сутью городов, потом стали их солью. Не лишней – как можно убедиться и в суперсовременном Токио, и в трущобном Марракеше – и в нынешнем супе мегалополиса. А вот в советской Москве их не хватало – мы уже и забыть успели, насколько унылый был город. Ладно-ладно, не будем посягать на державность и сводить с ума Федеральную службу охраны. Не стану, впрочем, скрывать: мечта о том, чтобы в Кремле был музей и только, у меня тоже есть. Я даже, кажется, в одной из предыдущих челобитных ничтоже сумняшеся просил вас походатайствовать в Кремле и переселить федеральных чиновников куда-нибудь подальше от центра, а лучше и вовсе вон из первопрестольной. Зато еще раз повторю, что не стоит торопиться – по крайней мере с закрытием рынков и убийством мелкорозничной торговли. Потому что ликвидировав цветочный базар на Киевской, вы расстроили не торговцев, а многие тысячи девушек, которым теперь реже будут дарить цветы. А если уж дело дойдет до – не буду называть, чтоб не сглазить – например, рынка, куда я к мяснику Мише специально езжу за говяжьим краем на ребрах или к его соседу Халилю – за хорошей бараниной, придется расстроиться и мне. Ни в одном, слышите, ни в одном, даже самом дорогом супермаркете, такого мяса нет. Это не только про уровень жизни история, но еще и про ее качество. Про уровень, конечно, тоже. Рынки, малый бизнес – это еще и конкурентная среда. Необходимая вещь, вообще-то. Чтобы та самая «цивилизованная торговля», в которую нас чуть ли не силой пытаются запихнуть, не зарывалась. Чтобы у пенсионеров была возможность выбирать, где и как сэкономить несколько рублей из их совсем невеликих доходов. Чтобы легендарное «вас много, а я одна», которое мне – после стольких лет – недавно опять пришлось услышать в «Седьмом континенте», не воспринималось как норма. Чтобы в «Ашане» думали, прежде чем торговать гнилой картошкой. Беда, на самом деле. Наблюдая за Вашими – все еще первыми и довольно хаотичными – шагами на посту градоначальника, я все больше убеждаюсь в том, что у них, кажется, есть нечто общее. Боюсь, что это недоверие к рыночным механизмам. Ничего, конечно, удивительного: не с Луны же Вы свалились, и предшественник Ваш тем же грешил, и у федеральных властей политика – чтобы либо государственное, либо крупное. А потом почему-то удивляются. То им инфляция высока, то качество – дрянь. А разгадка проста, и Вы ее не знать не можете: низкая конкуренция. Нельзя убивать бизнесы, которые работают, на товары и услуги которых есть спрос. Покупатели, они априори умнее чиновников: они-то свои деньги платят за то, что им нужно в городе и стране, где они живут. Или вот еще пример. На днях вам, говорят, не понравились маршрутки. Между тем, это совершенно рыночная история и именно поэтому этого транспорта не надо долго ждать – частному бизнесу нужны наши рубли. Маневренный – от пробок если и удастся избавиться, то явно не завтра. И уже далеко не столь опасный, как еще несколько лет назад: автопарк обновляется. И не только по причине госрегулирования, но еще и оттого, что хозяев маршруток подталкивает конкуренция. Если что и нужно делать с маршрутками, так это поощрять конкуренцию, допускать в город больше операторов, позволять запускать не только микроавтобусы, но и более крупные агрегаты. Ну, а городу не забывать строить «карманы» для остановок, создавать нормальную дорожную сеть. Не понравилось Вам и то, что в Москве есть разные школы. «Элитные», специализированные, языковые, математические, кадетские корпуса и т.д. и т.п. На самом деле, это тоже рынок – довольно специфический, но не стоит забывать, что и все дети разные, и что родители у них разные. Что – в силу и культурных, и имущественных, и всяких прочих различий – у них разные потребности в образовании. И прекрасно, что есть разнообразие: что гуманитариям удается выучить больше языков, а технарям – лучше освоить компьютер. Разве не гармоничное развитие способностей – главная задача школьного образования? Другое дело, что неплохо было бы дать хотя бы относительно равные возможности детям из разных социальных слоев, но возможно стоит задуматься о создании механизма поощрения способных детей из бедных семей и улучшения слабых школ, а не о выравнивании под одну гребенку выстраивавшегося многими десятилетиями разнообразия? В завершение позволю себе напомнить Вам один прием, которым иногда пользуются застройщики новых районов. Они не спешат прокладывать асфальтовые пешеходные дорожки, а ждут пока появятся тропинки – реальные маршруты, по которым ходят реальные люди. А уже потом асфальтируют именно их – подстраиваясь под то, что реально нужно людям, а не навязывая то, что может потом оказаться неудобным и невостребованным. Да и газоны остаются целыми. Не всегда, но очень часто этот трюк – идеальный способ выстроить разумную систему госрегулирования: подсмотреть, как какую-то проблему решает рынок и не препятствовать ему, а наоборот – создать наиболее благоприятные условия.