Дэвид Роткопф

Дэвид Роткопф

Эта статья была опубликована в новом номере мобильного журнала Slon Magazine – «Антибыдло: три доказательства мудрости русского народа».

Все номера нашего журнала можно загрузить бесплатно в AppStore

Книга «Национальная небезопасность» политолога Дэвида Роткопфа, вышедшая в печать этой осенью и пока не переведенная на русский язык, рассказывает о переходном периоде в развитии Соединенных Штатов Америки: от поздних лет правления Джорджа Буша-младшего к приходу Барака Обамы и до наших дней. Оба президента столкнулись с такими проблемами, каких еще не было в истории Америки: кризис 2008 года, экономическое чудо и рост значимости Китая на международной арене, кибервойны, непростые отношения с Россией, а также кардинально разные стили управления страной двух президентов на фоне полной дисфункции Конгресса США. В итоге сегодня страна переживает острейший кризис.

Дэвид Роткопф – главный редактор и генеральный директор журнала Foreign Policy, президент международной консалтинговой компании Garten Rothkopf и ведущий специалист по национальной безопасности и внешней политике США, а также автор трех книг о мировых политических элитах, взаимодействии политики и бизнеса и истории Совета национальной безопасности Штатов.

В своей новой книге Роткопф предлагает читателям новую оценку событиям последних лет и рассказывает о взлетах, падениях и подводных камнях в отношениях политических лидеров страны. В «Национальную небезопасность» Роткопф включил более ста интервью с высокопоставленными чиновниками США, которые рассказывают о борьбе за сферы влияния в Белом доме, о неспособности политических группировок работать друг с другом и о том, что расплачиваются за это страна и ее граждане.

Джордж Буш, которого мы не знаем

В первой главе, «Враг в зеркале», автор подробно объясняет, почему Америка оказалась в непростой ситуации и почему она пожинает плоды своих же ошибок. Роль глобального лидера тяжела, количество любви и ненависти к Америке одинаковое и если Америка вмешивается в политику других стран, и если притворяется безучастной. Буш и Обама оказались в ловушке: что бы они ни делали на международной арене, всегда будет кто-то недоволен. Конфликтность статуса США создает конфликты внутри правящих команд, и автор пытается сформулировать уроки прошлых провалов, которые помогли бы двигаться стране дальше.

Повествование начинается с анализа последствий трагедии 11 сентября 2001 года и вторжения США в Ирак в 2003 году, продолжается выборами президента 2008 года и сменой администрации, трениями с Россией и Китаем, сирийским кризисом, Израилем, а заканчивается анализом скандала со Сноуденом. То и дело автор забегает вперед и объясняет, как события повлияли на политику Обамы, или, наоборот, возвращается в годы президентства Буша и указывает, как стратегические ошибки середины 2000-х годов аукаются сегодня.

Экзальтированную реакцию Буша и его команды на теракты 11 сентября 2001 года, и к чему привели эти действия, все знают: война в Ираке, дестабилизация региона, нерешенная проблема мирового терроризма, а внутри страны – непопулярные среди американцев законы, нарушающие права личности. Однако ни один из лидеров иностранных государств, с которыми разговаривал автор, не предпочел бы Бушу Обаму.

Многие мировые политики отмечают, что Буш-младший – это президент, который всегда держал свое слово. Это принципиальное отличие Буша от Обамы. Президент одной латиноамериканской страны признался автору: всем известно, что нельзя рассчитывать на то, что Обама сдержит свои обещания.

Буш был отличным менеджером и мог договориться с любым сотрудником и сплотить любую команду. Во время президентства Буша в Белом доме шла внутренняя борьба нескольких больших фигур: вице-президента Дика Чейни, госсекретаря Кондолизы Райс, министра обороны Дональда Рамсфилда. Буш умудрился заставить их и других влиятельных людей работать вместе и сходиться на одном решении, хоть и не всегда верном для страны.

Зная о проблемах коммуникации в командах Буша и о том, чем эти неполадки обернулись, Обама подошел к формированию своего коллектива иначе. Он не стал брать «своих», а предлагал людям должности, основываясь на их опыте и знаниях и рассуждая, кто лучше справится с работой. Иногда выбор кандидатов шел вразрез с общепринятой в Белом доме логикой. С одной стороны, в команде Обамы были опытные Джо Байден, Роберт Гейтс, Хиллари Клинтон и Леон Панетта; с другой – например, молодые Дэнис Макдоноу, Марк Липперт и Саманта Пауэрс.

Знаменитая в Америке байка о том, что после смены администрации президентов бывшие сотрудники стерли с клавиатур в Белом доме букву W, чтобы новые сотрудники не смогли корректно прописывать имя бывшего президента (George W. Bush. – Slon), – правда. Прежде чем согласиться, Хиллари Клинтон трижды отказывалась стать госсекретарем. И в итоге это назначение было стратегическим просчетом Обамы: оно не сблизило их с Хиллари, а ее политические победы Белый дом встречал без восторга.

Президент Буш начал отношения с Китаем с речи о том, что Америка «будет продолжать свою политику поддержки роста демократических инициатив и институтов в каждой нации и культуре». Китайская элита, разумеется, послание приняла без энтузиазма. Этим эпизодом Роткопф характеризует отношения Китая и США в последние годы: недопонимание и недооценка с западной стороны, отсутствие энтузиазма – с восточной.

Белый дом в первый срок Буша не мог сойтись на единой стратегии, как вести себя с властями Китая. Например, американцы не предложили генеральному секретарю Ху Цзиньтао протокольный ужин в Белом доме, чем оскорбили китайскую делегацию. Однако госсекретарь Кондолиза Райс стояла на том, что такие мероприятия предусмотрены для лидеров стран, с которыми у США выдающиеся доверительные отношения. Дипломатические шероховатости, однако, не помешали китайцам и американцам заключить ряд взаимовыгодных договоров в области торговли, валютного обмена и обороны.

Американцы стали воспринимать новую идентификацию и вес Китая только после летних Олимпийских игр в Пекине 2008 года. Разница в отношениях между США и Китаем сегодня и США и Россией в том, что в годы холодной войны соревновались две независимые сверхдержавы. Если одна сторона проигрывала, вторая выигрывала. Но Китай и США сегодня экономически зависимы друг от друга, поэтому поражение одной стороны не может не повлиять на другую, и это нужно постоянно учитывать

Администрация Обамы и, в частности, госсекретарь Клинтон предложили США сделать переориентацию на Азиатско-Тихоокеанский регион. Инициатива была неактивно поддержана как среди политических элит страны, так и в самом Китае. Роткопф описывает случаи, когда китайцы преподавали уроки американцам, – например, начиная важные встречи глав государств в отсутствие Обамы, хотя его визит ожидался. В 2010 году администрация США объявила, что они продали Тайваню наземные ракетные установки. Китай отреагировал немедленно, объявив о тесте собственных наземных ракетных установок. Позже вскрылась история с кибершпионажем, а в 2012 году Хиллари Клинтон разрешила принять слепого диссидента Чэнь Гуанчэна в посольстве США в Пекине, хотя Белый дом не поддержал ее инициативу. Наконец, в 2013 году разразился еще один скандал о кибершпионаже. И хотя изначально американская разведка упрекала в атаках Россию, Израиль и Францию, расследование показало, что проект был китайским.

Роткопф заключает, что, несмотря на то что отношения с Китаем остаются центральными для США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, необходимо работать активнее и с другими странами. Однако политики, которые верили в то, что это нужно, ушли из администрации. Начатые инициативы, которые не получают продолжения, – характерная черта двух президентов.

Отношения России и США: «глаза в глаза»

Если в случае с Китаем администрации Буша и Обамы делали ошибку на ошибке, не зная, что делать со страной, которая резко присоединилась к мировым лидерам, то с Россией все наоборот. Это страна, которая упала со своего пьедестала, и миссию восстановить статус взял на себя один-единственный человек – Владимир Путин, который делал это посредством пропаганды национализма. Неонационализм, по мнению Роткопфа, вполне типичен для побежденных наций и должен быть предупреждением для западных политических элит, его нельзя недооценивать.

Однако вместо подробного анализа истории и построения долгосрочной стратегии поведения отношение США к России было незрелым и недоразвившимся (immature). Во время президентства Буша отношения США и России были напряженными с начала и до конца во многом из-за того, что министром иностранных дел РФ был Сергей Ларов, которого Роткопф описывает как «блестящего министра и дипломата, регулярно раздражавшего американцев своей прямотой». Отношения лично Путина и Буша, несмотря на знаменитую фразу последнего: «Заглянув в глаза Путину… я увидел его душу и человека, преданного своей стране и ее интересам», – были холодными.