МГУ развивается не так, как должен, и ответственность за это несет Виктор Садовничий. Самым очевидным провалом последнего времени стала публикация программы развития МГУ, под которую университет получит очередную порцию миллиардов из бюджета. Там расстраивает все: приоритеты, индикаторы, статьи расходов. Неудивительно, что комментарий одного из ведущих химиков МГУ, лауреата премии президента для молодых ученых Алексея Бобровского наполнен выражениями типа «утопия», «Нью-Васюки» и «астрологический прогноз в желтой прессе».
Бобровский в основном критикует индикаторы, а я, со своей стороны, предлагаю сравнить раздел «Объемы финансирования мероприятий программы» (приложение 2) в варианте МГУ и варианте ГУ-ВШЭ. Взгляните на строки расходов и почувствуйте разницу.
Из программы МГУ совершенно непонятно, на что пойдут деньги. Вот лишь несколько мероприятий:
– «Системное изучение преимуществ различных образовательных стратегий» (163 млн);
– «Интегральное развитие фундаментального и прикладного образовательных компонентов» (251 млн);
– «Разработка и реализация мер по развитию фундаментальной и прикладной науки» (те же 251 млн);
– «Разработка программы развития междисциплинарной тематики» (279 млн);
– «Системное формирование регионального сетевого взаимодействия» (219 млн)
и т.д.
Видимо, правительству, утвердившему такой документ, просто плевать на нашу национальную гордость. Читали ли программу там, наверху? «К 2020 году доля обучающихся, имеющих собственные патенты, достигнет 20 процентов от общей численности обучающихся». От такого бреда любого нормального министра образования должен хватить удар.
Вдобавок совершенно непонятно, как эта программа развития связана с иными анонсированными планами МГУ, в том числе с переходом на шестилетний специалитет.
Нет ясности и в том, как приоритеты программы связаны с приоритетами отдельных подразделений (факультетов и институтов). В течение 2010 года подразделения, подчас в спешке и суматохе, сочиняли собственные «программы», вернее, перечни конкретных мероприятий с указанием сумм, обоснований и ТЗ для тендеров. Большинство этих мероприятий утвердили в ректорате, и сейчас в самом разгаре свистопляска с освоением поступивших из федерального бюджета денег на развитие за этот год (2–2,5 млрд.). По российским правилам потратить все нужно до Нового года, иначе деньги исчезнут.
При этом мои источники утверждают, что деньги на этот год руководство МГУ распределило не совсем так, как это предполагалось в программах подразделений. Это подтверждает знакомый с ситуацией участник университетского форума: «самое возмутительное во всей ситуации – то… что вместо разумного распределения финансов в соответствии с программой, готовящейся практически год, разделили деньги внутри МГУ так, как захотелось/смоглось наиболее тяжеловесной верхушке». Такая же ситуация может повториться в дальнейшем.
Среди тяжеловесной верхушки, конечно, есть сильные ученые. Но кое-что смущает. В свежем номере Science проректор и самый цитируемый на сегодня ученый МГУ Алексей Хохлов говорит про РАН: «Однажды возникнув, лаборатории в НИИ существуют вечно. Нет механизма закрытия старых и открытия новых». Все это относится и к университету. Я изучил сайт одного из крупных факультетов и обнаружил, что не менее восьми заведующих кафедрами – старше 75 лет, а некоторым – сильно за 80.
Самому Садовничему 71 год. Вот уже несколько лет, как с математики ректор переключился на «экономику и социологию знания». Свежее интервью порталу РАН отлично демонстрирует, на каких тяжеловесов в науке опирается он сам: д.ю.н. Сергей Степашин, д.ю.н. Сергей Шахрай, член-корр. Владимир Шульц (бывший замглавы ФСБ), академик Аскар Акаев, д.п.н. Павел Бородин (тот самый).
Сместить Виктора Садовничего непросто, автор свежей книги «Знание: собственность и власть» свою собственную власть не отдаст. С другой стороны, нет ничего невозможного. Садовничего тихо не любит Фурсенко, этой весной он с воодушевлением рассказывал мне и прочим научным журналистам про бесполезность суперкомпьютеров. На пост ректора есть достойный и популярный кандидат – тот же Алексей Хохлов. Но нужна активность научного сообщества университета, чтобы об очевидных проблемах рассказывали не простые выпускники МГУ типа меня, а серьезные ученые.
Вот что пишет на научном форуме один из таких ученых, профессор МГУ:
«Тут [на форуме] полно народу из МГУ, ну ёлки, ну пошевелитесь же – ведь совсем сгнила лавочка, а размер ее такой, что когда падать будет – всех задавит. Уже ведь понятно, что индивидуальные комментарии к программам развития, введению «специалитета», обустройству Центра коллективного пользования и прочая адресатами с 9–10 этажей главного здания во внимание не принимаются. Однако хоть какая-то критическая межфакультетская масса рядовых докторов наук, не заседающих в совете советов, может наконец собраться, чтобы внутри лавочки более громкое слово молвить?
Это несколько трудозатратнее, чем письма президентам подписывать, но толку может быть поболее».
К сожалению, пока недовольные разобщены и действуют по-другому. Заведующий кафедрой, на которой учился я сам, недавно ушел в ГУ-ВШЭ. Кто-то встраивается в сложившуюся систему, кто-то тихо живет на иностранные гранты или хоздоговоры. Время уходит, а МГУ продолжает отставать в развитии не только от иностранных, но и от многих российских вузов.
МГУ в опасности
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Главному вузу страны пора менять ректора
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...