В скорый эффективный запуск российского электронного правительства мне не верится. Совсем. Можно, конечно, гордо говорить, что на портале государственных услуг уже зарегистрировано более 160 000 человек. И даже несмотря на то, что в российском интернете сейчас более 40 млн пользователей, я считаю, что это много для начала. Но. Я пробовал зарегистрироваться на портале госуслуг. У меня не получилось. По объективным причинам: при передаче из пенсионного фонда на портал кто-то сделал ошибку в моем номере СНИЛС (это тот номер, который указывается на карточке пенсионного страхования). И я решил эту ошибку исправить. Сначала прошел несколько кругов московского отделения Пенсионного фонда. Это была отдельная эпопея, которая останется за пределами этого текста, – при словах «портал госуслуг» мои собеседницы напрягались и изо всех сил старались помочь. Хотя и признавались, что не знают, как быть: мол, однажды они все материалы передали и теперь не в курсе, что можно сделать для решения моей проблемы. Тем не менее, удалось определить, что все номера при регистрации на сайте госуслуг я вводил правильно и проблема в консерватории. То есть на самом портале. Это привело ко второму акту мерлезонского балета. На сайте госуслуг я нашел форму обратной связи (это было нелегко, но искать меня в свое время научили). Заполнил все, что потребовали, и начал ждать. Не дождался. Тогда решил позвонить на «горячую линию». Набрал номер, соединился с оператором, рассказал. И услышал что-то типа «нашли куда обратиться»... Мне объяснили, что надо было сразу звонить к ним на горячую линию и оставлять запрос. И никаких проблем не будет – все записывается, решается и обязательно сообщается заявителю. Как честный гражданин я так и поступил: сообщил, объяснил и оставил запрос... Теперь жду. Уже не первый месяц. Что-то мне подсказывает, что дождусь вряд ли. Ну, господь с ними, я планировал зарегистрироваться «чтобы было». К чему это я? Да, собственно говоря, к тому, что электронные услуги в России действительно начинают работать. Однако пока не умеют работать в нештатном режиме. И складывается впечатление, что обеспечивать работу в нештатном режиме пока не собираются – разобраться бы для начала с текучкой. Что при этом забывается? Одна простая вещь: недовольный пользователь делится своим недовольством в разы (если не на порядки) чаще, чем довольный. Это основы, которые знает любой грамотный специалист по продвижению и не знает даже хороший «технарь». Поэтому когда меня пригласили на конференцию eGov 2.0, я приложил максимум усилий к тому, чтобы выкроить время и появиться там в прошлую пятницу. Было весьма интересно и познавательно, но моей уверенности, высказанной в первом абзаце, выступающие не поколебали ни на минуту. Скорее, даже еще больше укрепили. К сожалению, разорваться на части у меня не получилось (секции шли в два потока), и уверенно я могу говорить только о половине конференции. Хотя вторая половина, похоже, являлась «выставкой достижений народного хозяйства» и к «Электронному правительству 2.0» никакого отношения не имела. Судя по программе, региональные автоматизаторы хвастались две секции подряд друг перед другом, кто чего такого-эдакого сделал для внедрения у себя госуслуг. Хороший междусобойчик. Никому, правда, полагаю, кроме самих участников, неинтересный. В других регионах все равно все будет делаться по-другому (или не будет делаться вообще). Второй поток оказался много интереснее. И даже не той информацией, которую считали необходимым донести до слушателей докладчики – первая секция была посвящена тому, как чиновники используют социальные медиа, а вторая – неполитическим гражданским инициативам в интернете. Главное, секции проявили (выступающие конечно же не думали в эту сторону, но именно так и получилось) реальное понимание чиновниками того, зачем, для чего и почему именно таким образом должны работать социальные медиа. Картинка могла бы оказаться весьма забавной, если бы не была столь (для меня, по крайней мере) грустной. Даже широко разрекламированный подбор министра ульяновского областного правительства через интернет оказался на деле чуть ли не частной инициативой заместителя губернатора Светланы Опенышевой. Дело ли заместителя губернатора набивать себе шишки и купаться в негативе исключительно из-за того, что рядом не оказалось толкового консультанта по социальным медиа? То ли еще будет, когда интернет-конкурс закончится и «кандидаты-отказники» начнут комментировать в своих блогах первые шаги удачливого конкурента. Хотя есть метод. Надо взять десятку «финалистов» и сформировать из нее экспертный совет при министре информационных технологий правительства Ульяновской области. Затраты – на визитные карточки. Польза – несомненная. Это к слову. Однако классическим для меня примером конечно же стал рассказ о «твиттер»-аккаунте Высшего арбитражного суда. Классическим по непониманию того, как действуют и для чего предназначены социальные медиа. Рассказ о том, почему ВАС России разочаровался в «Твиттере» (профессиональное судебное сообщество «твиттером» не пользуется, а всем остальным то, что публикуют на ленте, попросту неинтересно), живо напомнил мне одну из встреч, на которой я пытался объяснить клиенту, как можно решить его проблему. «Мы это уже пробовали сделать сами, и у нас не получилось», – раз за разом говорил мне визави. Мысль о том, что неплохо было бы для начала посоветоваться с профессионалом, им в голову не приходила. Так и Высший арбитражный суд сделал из интерактивной социальной среды узкоспециализированную новостную ленту. Это основная проблема: либо на социальные медиа выделяются бюджеты, достойные освоения (и в результате получается «пшик» – что-что, а освоение бюджета у наших государственных людей в крови), либо денег не дают вообще и социализация чиновников происходит так, как решит господь. Даже специализированная социальная сеть чиновников goslyudi.ru., по признанию ее авторов, в основном интересна чиновникам не возможностью взаимодействия, а кнопочкой, показывающей место в рейтинге, которую можно вставить себе в блог. Хотя даже это уже совсем неплохо. По крайней мере, хотя бы какие-то вещи в интернете чиновникам интересны. Глядишь, еще пара-тройка конференций, проведенных по типу eGov 2.0, и чиновники сначала перестанут бояться общения в интернете, а затем и научатся не говорить лишнего, тем не менее, не забывая о главном. Будет очень жаль, если в промежутке между первым и вторым этапом вместо того, чтобы просто объяснить, что, когда и каким образом можно публиковать в социальных медиа, «продвинутым представителям власти» надают по рукам и отобьют всякую охоту лезть в Сеть.