о законопроекте о залоге движимого имущества:
Это нужно не столько для того, чтобы не было двойного залога, сколько для того, чтобы заложенные транспортные средства не могли отчуждаться без согласия залогодержателя. Такая практика очень распространена: автокредит с просрочкой больше полугода – на 80% можно говорить, что машина уже продана и, возможно, не один раз.
До 2007 года такие собственники признавались добросовестными приобретателями, но после разъяснения Верховного суда они стали нести не только все права, но и обременения по купленным автомобилям, включая залог. Сегодня мы изымаем такие автомобили у новых собственников, которые в большинстве случаев оказываются действительно добросовестными приобретателями, то есть действительно оплатили продавцу согласованную цену. Мы предъявляем к первоначальному заемщику иск о погашении просроченного кредита, а к новому собственнику – об обращении взыскания на заложенное банку транспортное средство. Но, поскольку второй ответчик ничего не должен банку, то и методы воздействия на него ограничены. Он может, например, устроить страховой случай или попытаться избавиться от этого автомобиля. Мы же забираем такой автомобиль без компенсаций, а новый собственник может только предъявить регрессный иск к старому. Но последний, как правило, вне связи – его трудно найти.
Проверить автомобиль при заключении сделки на предмет находится ли он в залоге можно только по косвенным признакам. Например, поскольку банки часто берут ПТС на хранение, недобросовестный заемщик обращается в ГИБДД с заявлением об утере ПТС и получает дубликат. Сделка совершается по дубликату ПТС. Кроме того, как правило, такие автомобили продаются дешевле рынка.
В России есть практика ведения реестра, но только на уровне договоренностей между банковскими ассоциациями и ГИБДД, и только в отдельных регионах. Идея создания реестра обсуждается уже некоторое время, и банковское сообщество не имеет единой позиции – некоторые банки выступают против, потому что им придется нести дополнительные операционные издержки на внесение автомобиля в реестр, потом на его изъятие из него после снятия обременения.