Сегодня Генеральная прокуратура России заявила, что в ходе проверки выявила грубые нарушения в деятельности Московского метрополитена и поставила вопрос об увольнении с должности руководителя столичного метрополитена Дмитрия Гаева.

Я не то чтобы личный приятель Гаева, но я знаком с ним в профессиональной среде и могу сказать, что он чрезвычайно компетентный и эффективный менеджер. И то, что метро за последние 20 лет не развалилось и остается интегрированной транспортной системой – это во многом его заслуга. Что же касается его финансово-хозяйственных нарушений – про это мне ничего неизвестно. Неизвестно и то, связана ли эта отставка с уходом Лужкова, но вроде бы никаких конфликтов с Собяниным у Гаева не было. Гаеву вменяется в вину, что он присваивал себе авторство технических разработок ГУП; не знаю, насколько это правда, но он человек технический. Гаев не из тех, кто за деньги делает себе диссертацию, не умея ни писать по-русски, ни матрицы перемножать. Гаев – человек технический, у него вполне могли быть собственные изобретения.

Транспортные системы многих городов за последние десятилетия успешно разваливались. С московским метро так не произошло. Интервалы они соблюдают, пассажирообмен происходит более или менее нормально – а ведь метрополитен перевозит до 5 млрд пассажиров в год. Метрополитену удается сегодня сохранять единство города, без него город развалился бы на кусочки при нашем типе застройки и при наших автомобильных заторах. Конечно, сложно сравнивать метро в столице с другими городами, где иногда подземку строили при советской власти для проформы. Сравнивать лучше с московским же транспортом, но наземным. Ведь он практически не работает. Можете посмотреть на Садовом кольце. Ну да, там садятся бабушки в троллейбус, но… В общем, систему наземного общественного транспорта спасти не удалось. И сейчас Собянин поставил задачу его реанимировать. С метро такая задача не стоит: надо его развивать, строить новые станции, но реанимировать не надо. И это огромная разница.

Самая простая вещь. Кое-как ездят в заторах троллейбусы, но в них никто не ездит, люди отказываются от пользования. В метро такого не происходит, наоборот – спрос превышает предложение. Перегруз вагонов на некоторых перегонах – полуторный, а в некоторых переходах и на эскалаторах, бывает, доходит и до двойного. Жуть! Но это работает.

Может ли кто-то заменить Гаева сегодня – вопрос из области фантазирования. Конечно, какие-то люди в огромной системе метрополитена появятся, но будет ли новый руководитель так же подготовлен с точки зрения менеджмента и технической грамотности – этого я не знаю. Единственное, что радует – это то, что планы развития метрополитена до 2020 года уже определены. Там сложности с проектированием, но по деньгам и по километрам уже параметры известны. До 2014 года будет построено 53 километра новых линий и до 2020 года – 125 километров в общей сложности. Это, конечно, дорого, но если город остановится – это будет еще дороже. В этом направлении экспертное сообщество полностью солидарно с московским правительством.