Гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст умеет признавать ошибки. Подводя итоги «нулевых» в интервью «Афише», он открыто констатировал провал дебютной попытки «Первого канала» совершить революцию на отечественном ТВ и перейти на вертикальное программирование: «Для следующей попытки нужно будет как минимум сговориться еще с двумя каналами [о таком программировании] и поточнее угадать продукт, который для этого нужен». Что ж, теперь Эрнсту с одним из федеральных каналов «сговариваться» уже не нужно: «Пятый канал» с декабря 2010 года перешел под руководство его экс-подчиненного, менеджера «Первого канала» Алексея Бродского. Оговоримся, «де юре» имеется только факт смены менеджмента «Пятого канала»: ни «Национальная медиа-группа», ни собственно ТРК «Петербург» не говорят, какое отношение к этому процессу имеют «Первый канал» и собственно Константин Эрнст. «Де факто» на прошлой неделе новое руководство практически распустило московский офис «Пятого канала» (по сути, творческую команду), вежливо и с благодарственными письмами отказавшись от проектов Александра Роднянского («Суд времени», «Программа передач», «Картина маслом»). На Новый год «Пятый» показал программы, произведенные по заказу «Первого» компанией «Красный квадрат» («Старые песни о главном», «Карнавальная ночь 50 лет спустя» и др). «Пятый» – некогда добротный городской канал с концепцией, заточенной под интеллигенцию, и соответствующей лояльной аудиторией – стал федеральным благодаря амбициям губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. С начала «нулевых» он стал поступательно выигрывать региональные частоты и с регулярным постоянством менять менеджмент. Самые внятные приобретения – Владимир Троепольский (ВГТРК) в 2008 году и Александр Роднянский («СТС-Медиа») в 2009-м. Последняя история выглядит наиболее драматичной. Александр Роднянский в марте прошлого года дал помпезный старт новой концепции «Интеллигентный собеседник»: появились новые лица, запущены свежие проекты. Даже после того, как несколько ток-шоу (в том числе флагманская «Свобода мысли» с Ксений Собчак и Александром Вайнштейном) не оправдали аудиторных ожиданий, и доля телеканала на протяжении полугода редко превышала 2%, достигнутых прежними командами, Роднянский был спокоен. Его можно было понять: еще рано было делать выводы, а обещаний по темпам роста аудитории он не давал, по крайней мере в интервью. Роднянский не оставлял без внимания и свою продюсерскую деятельность, и в июне вместе с Сэмом Клебановым запустил арт-хаусный телеканал «Кино без границ». И уже в октябре последовала его отставка, а под Новый год назначение нового СЕО, «заместителя руководителя дирекции информационных программ «Первого канала». По неформальной отраслевой «табели о рангах» – это человек ниже уровня своего предшественника или, например, Александра Файфмана, первого заместителя Эрнста. Такую замену собеседники Slon.ru объясняют одинаково: власть поставила перед Эрнстом задачу сделать из «Пятого канала» политический инструмент; теперь Эрнст будет заниматься этим part-time, не отвлекаясь от «Первого». Это как если бы родители попросили дочь-отличницу подтянуть младшего брата по математике и географии, которые тот запустил, налегая на музыку и литературу. Четверть-то близка к концу. «Здесь уже к этому совсем привыкли, это особая история – раз в два года у нас новый менеджмент, – без особых эмоций рассказывал мне один из старожилов «Пятого». – Каждый раз все происходит очень резко. На мой взгляд, проблема в том, что каждый новый менеджер очень быстро охладевает к работе, а акционеры требуют оперативных результатов». Похоже, в случае с Роднянским требуемым оперативным результатом было изготовление эффективного политического инструмента.
Зарождающийся «приятный собеседник» от Роднянского, видимо, показался акционерам уж слишком тонким ароматом. А вот про опытного парфюмера Константина Эрнста известно, что он умеет создавать устойчивый продукт. Что же это будет? Скорей всего, за основу возьмет сериалы (часть из них – докудрама), щедро разбавит юмором, возможно, добавит пару ярких шоу, оставит легкий шлейф «непридуманных историй» в духе «Пусть говорят» – и все это подаст во флаконе вертикального программирования. Интеллигенция закачается.