Неудивительно, что президент Дмитрий Медведев во вторник обвинил в теракте, произошедшем в «Домодедово», собственника и менеджмент аэропорта. Аэропорт, по словам президента, хороший и современный, но «нарушения в обеспечении безопасности явно были». Такой же линии придерживается и Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Лейтмотив, который начал выстраивать Следственный комитет, стал ясен с самого начала расследования дела. Сначала в «Домодедово» изъяли документацию, которая регламентирует работу службы безопасности аэропорта. Позже официальный представитель СКР Владимир Маркин заявил, что в ходе следствия будет установлена роль службы безопасности аэропорта в связи с терактом. Выходит, что расследование теракта еще не успело начаться, но некие косвенные выводы сделать уже можно. Вывод получился простой: государство в теракте не виновато. И заявления президента, представителя НАК и СКР – подтверждение версии.

Согласно закону «О безопасности», государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. В действующем законе «О милиции» во второй статье говорится, что задачей милиции является «обеспечение безопасности личности», схожая формулировка присутствует в законопроекте «О полиции». В законе «Об органах федеральной службы безопасности» в статье о назначении ФСБ черным по белому написано, что «органы ФСБ являются составной частью сил обеспечения безопасности и обеспечивают безопасность личности, общества и государства».

Так почему же в понедельник около 16:00 в «Домодедово», как показала печальная практика, не оказалось ни милиции, ни пресловутого ФСБ, ни государства? Почему смерть 35 погибших и 110 пострадавших фактически повесили на службу безопасности аэропорта? Почему президент дает поручение генпрокурору проверить, как «законы действуют в «Домодедово»? Только вдумайтесь в формулировку! Логичнее было бы услышать, почему МВД, ФСБ и прочие силовые органы, ставшие в России репрессивными инструментами, не исполняют законы и возложенные обязательства.

Понятно, что на расследование теракта в «Домодедово» уйдет много времени. Мартовские взрывы в столичном метрополитене были раскрыты спустя полгода. Думаю, что к лету этого года глава ФСБ Александр Бортников отчитается об успешном завершении расследования теракта в «Домодедово».

Силовики очень часто просят общество и журналистов не делать поспешных выводов и дожидаться официальных результатов какого бы то ни было расследования. Однако почему косвенный вывод и обвинения в адрес менеджмента и службы безопасности «Домодедово» посыпались так скоро? Силовикам и следователям стоило бы прислушаться к собственным словам о вреде преждевременных выводов.

Между тем, по словам некоторых источников, МВД уже начало внутреннюю проверку линейного ОВД по аэропорту «Домодедово». Ранее к работе отдела уже были претензии, которые касались частных случаев превышения полномочий со стороны милиционеров. Однако никакие контролирующие органы пока официально не говорят о крупном провале ни милиционеров, работающих непосредственно в аэропорту, ни силовиков в целом. А как рассказал мне бывший руководитель Центра авиационной безопасности НИИ Гражданской авиации Герман Никулинский, предотвратить теракт в аэропорту могли только спецслужбы.

«Если бы террористов, как говорится, взяли за жопу где-нибудь на подходе к аэропорту, на входе, в автобусе или электричке, они бы моментально привели в действие взрывное устройство. И люди, находившиеся рядом со взрывом, пострадали или же погибли. Они так работают. Отследить перемещения таких людей могут только спецслужбы оперативным путем. Служба безопасности аэропорта не может контролировать всех людей, которые приезжают в аэропорт, но в любом случае, вопрос касается общей ответственности за произошедшее», – сказал он.

Объективным результатом расследования теракта станут не показательные кадровые ротации в недрах МВД или ФСБ. И не количество уничтоженных на Кавказе боевиков. Я не удивлюсь, если Следственный комитет предъявит должностным лицам «Домодедово» обвинения в преступной халатности. Результатом честного расследования дела станет признание силовиками и государством своего провала в обеспечении безопасности граждан. А оценить качество выполнения государством и правоохранителями своих прямых обязанностей, закрепленных законодательно, можно будет, только если взрывы в метро, аэропортах и другие теракты не будут повторяться.
P.S.: Ближе к вечеру вторника президент все же дал указание ФСБ «разобраться с вопросами ответственности должностных лиц» в связи с терактом. Формулировка, конечно, очень расплывчатая, но хоть что-то. Еще позже СК возбудил отдельное уголовное производство по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности. В ходе следствия будут проверены действия руководителей и рядовых сотрудников органов внутренних дел на транспорте, сообщает ведомство. Вопрос, собственно, в том, установит ли СК конкретных виновных среди сотрудников милиции на транспорте.