Уже год основатель крупнейшей девелоперской компании ПИК Юрий Жуков борется с Сулейманом Керимовым за контроль над своей корпорацией. Его партнер и второй основатель ПИКа – Кирилл Писарев наконец решил помочь и затеял процесс возврата своих акций. Для этого ему надо оспорить сначала поручительство, а затем и залог. Иск относительно поручительства уже подан, «Номос-банк» ждет иска об оспаривании залога.

Эта история началась в 2008-м году, когда Жуков и Писарев взяли $262 млн кредита в ВЭБе, заложив под него по 12,5% акций ПИКа. После того, как известный игрок рынка M&A Сулейман Керимов получил в собственность еще 25% (сейчас пакет увеличился до 38,3%) ПИКа за услуги по реструктуризации других кредитов девелопера в Сбербанке, дружественный ему «Номос-Банк» выкупил долг ПИКа у ВЭБа. Вместе с долгом «Номос» должен был получить и 25% ПИКа, однако акции остались на хранении в ВЭБе. Когда срок кредита истек, банк завел речь о реструктуризации: Писарев согласился, Жуков нет. Последнему якобы не понравилось желание банка получить право на внесудебную реализацию залога. После нескольких судебных итераций суд счел договор залога на акции Жукова не заключенным и снял обременение. Как Жукову это удалось, история умалчивает. Но сделать это чрезвычайно трудно, если не сказать, что невозможно. Госкорпорация ВЭБ тоже не может объяснить этот удивительный факт из жизни своих залогов.

Меж тем у «Номоса» сдают нервы, и он ведет судебное разбирательство с ВЭБом, пытаясь понять, как и почему кинули с залогом. Писарев все это время сидел в танке, уйдя от тяжелых разборок с Сулейманом Абдусаидовичем в собственный бизнес по девелопменту коммерческой недвижимости. И правильно. Керимов не всем по зубам. Этот олигарх – настоящий терминатор: в огне не горит, в машинах не бьется, и всякий, кто против него, бежит из России. Как, например депутат Госдумы и инвестор гостиницы «Москва» Ашот Егиазарян.

Хоть у Жукова и получилось вывести акции из-под залога, и «Номос» с этим ничего сделать не может, разве что продолжать судиться, но задача-максимум еще не решена. Она у Юрия Владимировича в другом: отбить весь пакет (вдобавок к своим 12,5% еще и 10% Писарева) у «Номос-банка» и внести его в капитал новой девелоперской компании Сбербанка – «Сбербанк Девелопмент», которую ему уже предложили возглавить. С Писаревым Жуков, наверняка, договаривается о продаже его пакета.

Приглашение Жукова в боссы «Сбербанк Девелопмента» вызвало ярость у Керимова. В газете Moscow Post появилась целая серия жирного компромата на главу «Сбербанк-Капитал» Ашота Хачатурянца и самого Жукова. Издание задалось вопросом: «Почему мошенник и потенциальный банкрот Юрий Жуков возглавит крупнейшую в России строительную компанию?» Жуков так до сих пор и не получил этот пост. То ли Керимов сумел убедить руководство Сбербанка, что это не тот человек, который им в действительности нужен, то ли причина в том, что Жукову никак не удается собрать искомые 25% ПИКа, чтобы войти в новую компанию в качестве соучредителя. Видимо поэтому Кирилл Писарев и начал вдруг оспаривать поручительство, чтобы потом оспорить залог и попытаться заполучить свои акциии ПИКа. Если это его приключение окажется удачным, очень скоро мы увидим Юрия Жукова в роли соучредителя и руководителя новой крупнейшей строительной компании России.