Завтра, 1 марта, в России появится полиция. Пока, правда, только на бумаге. Даже надоевшее президенту и чиновникам от правоохраны наименование «милиция» сохранится до 2012 года. По словам главы МВД Рашида Нургалиева, к этому времени должны будут измениться обозначения на транспорте и форма полицейских. Чем же отличается сегодняшний милиционер от полицейского завтрашнего дня?
Ну, во-первых, формально он выведен за штат, хотя и обязан исполнять свои прежние служебные полномочия. Во-вторых, в самое ближайшее время милиционеру предстоит пройти переаттестацию, которая включает несколько экзаменов, например, на знание Конституции. Нургалиев отмечает, что в состав аттестационных комиссий будут включены и представители общественности. В МВД пояснили, что речь идет о так называемых общественных советах. Главное же отличие, как говорят чиновники, – в том, что полицейские будут не только знать законы, но и соблюдать их. Пока что это звучит утопично.
Реформа МВД идет уже больше года, однако в милиции многое осталось по-старому. В марте прошлого года несколько сотрудников ОВД «Якиманка» были уличены в том, что в массовом порядке незаконно возбуждали уголовные дела и вешали преступления на невиновных людей. Чаще всего в руки стражей порядка попадали бездомные, которых ловили на столичных вокзалах. Такая практика позволяла милиционерам улучшать свои показатели, создавать видимость борьбы с преступностью, а в освободившееся от работы время, видимо, «зарабатывать» деньги.
Несмотря на полную смену начальства в отделе, подобная история повторилась спустя год, за несколько дней до прихода в Россию полицейских. Журналист Сергей Казаков в своем блоге сообщил, что его приятеля, дизайнера телекомпании НТВ Павла Ермолова задержали сотрудники ОВД «Якиманка» по подозрению в угоне автомобиля. Милиционеры по повестке вызвали Павла в отделение, где сообщили ему, что он «теперь угнал машину, выкрал из нее кредитные карточки и обналичил их». Примечательно, что заявителем и «потерпевшей» по делу выступила следователь ОВД по Савеловскому району.
«Если бы не шумиха, которая была создана вокруг этого прецедента, то Павел, скорее всего, был бы обвинен в совершении преступления и сел в тюрьму. Наш адвокат уверен, что его бы посадили. Ему уже был приготовлен суд, который бы избрал меру пресечения в виде содержания под стражей. Сейчас Павел отпущен под подписку о невыезде», – рассказал Казаков.
Многие не сомневаются, что милиционеры, несмотря на реформу, остались такими же, какими и были. Эта история – лишь небольшое подтверждение, что меры, которые принимаются со стороны президента и руководства МВД, недостаточны, чтобы называть их «реформой». Новая одежда для полицейских, наклейки на машинах к 2012 году – это всего лишь предвыборная побелка фасадов.
К слову, количество россиян, которые однозначно не доверяют работникам правоохранительных органов, в феврале этого года по сравнению с прошлым месяцем выросло на 2%. Более-менее лояльно к милиционерам относится всего 30% опрошенных. Такие данные следуют из опроса, который по просьбе Slon.ru ежемесячно проводит исследовательский центр портала Superjob.ru.
Еще пара строк о переаттестации. Издалека эта процедура напоминает декларирование своих доходов чиновниками. Сообщать о нажитом должны и милиционеры. Глава ФНС Михаил Мишустин накануне заявил, что служба не выявила фактов недостоверного декларирования чиновниками своих доходов. Если экзаменаторы милиционеров окажутся столь же слепы, как налоговики, не видать нам никогда полицейских. Они будут только на бумагах, в телевизоре и уличных растяжках с рекламой бойцовских соревнований среди полицейских и военных.