Анна Шавенкова – консультант аппарата партии «Единая Россия» Законодательного Собрания Иркутской области. Ее мать – Людмила Шавенкова – в недавнем прошлом возглавляла областную избирательную комиссию, но авторитет сохранила и после скандального понижения до должности секретаря. В этом уверена Юлия Пяткова, которую Шавенкова на своей иномарке сбила в декабре 2009 года в центре Иркутска возле Байкальского госуниверситета. В той страшной аварии погибла сестра Юлии – Елена Пяткова. Многие, наверняка, помнят видеозапись, которую зафиксировали камеры наблюдения. Белая Toyota на полной скорости врезается в двух прохожих, которые идут по тротуару, отъезжает назад. После из машины выходит девушка, одетая в ярко-желтую куртку, чтобы осмотреть автомобиль.

В пятницу в Кировском районном суде Иркутска почти закончился, однозначно, самый громкий для здешних мест судебный процесс. Страшная авария вызвала широкий общественный резонанс не только в маленьком Иркутске, но и в федеральном центре. Жуткие кадры с камер наблюдения прокрутили, пожалуй, все федеральные телеканалы. Приговор критиковали многие блоггеры и общественные деятели.

Судья Станислав Бучнев признал Анну Шавенкову виновной и постановил, что она будет отбывать наказание – 2 года и 6 месяцев лишения свободы – в колонии-поселении с 6 марта 2024 года. Суд также лишил ее водительских прав на три года. Шавенкова полностью признала свою вину в содеянном преступлении и обвинение ей понятно. Юлия Пяткова после суда сказала мне, что была бы довольна хотя бы годичным наказанием для Шавенковой в колонии – но без чудовищной, по ее мнению, отсрочки.

Почти 13-летнюю отсрочку Шавенковой удалось получить благодаря беременности и наличию у нее ребенка, а также действиям осужденной с целью «заглаживания вины». Пяткова и ее юрист Виктор Григоров уверены, что отсрочить наказание фактически за убийство человека помогла мать осужденной. 

«Я не могу точно сказать, оказывала ли давление мать Шавенковой на следствие и суд, но до недавних пор в Иркутской области она никому не подчинялась, а только Москве. Только оцените ее власть и влияние. И что, простите, она делала в здании следственного управления в тот момент, когда дело расследовалось там?» – вопрошает Григоров. 

Он отмечает, что сторона потерпевших была, по сути, наказана за подачу кассационной жалобы на первый приговор суда, согласно которому Шавенкову осудили с такой же отсрочкой на 3 года лишения свободы: суд с подачи представителей гособвинения лишь снизили меру наказания. Впрочем, пятничный приговор потерпевшие намерены обжаловать. Юрист Григоров считает, что Шавенкова не достойна отсрочки наказания. Их цель – посадить Шавенкову в тюрьму как можно скорее, а не в 2024-м году, и по возможности максимально ужесточить наказание, чтобы потенциальным преступникам неповадно было.

Если бы не безумство бюрократов, на оглашение приговора Шавенковой я бы вряд ли попал. Однако в Иркутск пришлось ехать, чтобы поставить две подписи на разных документах. Для районного суда маленького Иркутска семь телекамер и более десятка корреспондентов – это прецедент. Анна Шавенкова – ухоженная девушка в строгом сером костюме – сидела смирно в ряду, который предназначен для слушателей. Через один стул от нее сидела пострадавшая Юлия Пяткова. На пятницу было назначено окончание прений, последнее слово и приговор. 

В своем последнем слове Шавенкова сказала, что искренне раскаивается и просит прощения у потерпевших. На этом все. Матери, гражданского мужа и друзей Шавенковой на оглашении приговора не было. Только два ее адвоката. Во время оглашения приговора Шавенкова стояла не двигаясь, сложив руки вместе. Как только судья закончил говорить, осужденная стремительно покинула зал в сопровождении адвокатов. В маленьком городе Иркутске, где многие знакомы друг с другом, Шавенкову знают – как минимум все те, кто смотрит местные новости и читает газеты.

После суда, когда я провожал Юлию Пяткову до работы (она уже вышла на прежнюю работу в билетное бюро, продает авиа и ж/д билеты разным фирмам), к ней два раза подошли прохожие. Они желали удачи, ругали суд и критиковали всевластных чиновников. По словам Юлии, таких случайных прохожих много; помощь как моральная, так и финансовая приходит от совершенно незнакомых людей.
Шавенкова до 2024 года будет находиться под подпиской о невыезде. Она не будет иметь права отлучиться с места жительства без разрешения контролирующих органов. Но верите ли вы, что эти почти 13 лет она просидит дома с двумя детьми и гражданским мужем?

P.S.: О деле Анны Шавенковой, скорее всего, мало кто бы узнал, если бы не одно «но». Если бы запись с камеры наблюдения не «слили» журналистам местного телеканала, никакого резонанса и не было бы. Юлия Пяткова уверена, что дело замяли бы в самом начале. В «сливе» записи журналистам и попадании «эффектного» видео в интернет она видит только плюсы.