Почти месяц в МВД идет переаттестация милиционеров. Сквозь «нарышкинское» сито прошли пока только высшие руководители ведомства: министр Рашид Нургалиев, его заместители, начальники департаментов и отделов центрального аппарата ведомства, а также главы региональных УВД. Имена и должности милиционеров, которые так и не стали полицейскими, частично называл Дмитрий Медведев, однако никаких скандальных историй за текущими увольнениями нет. Так во всяком случае говорят в МВД. Рядовых милиционеров переаттестация пока не затронула: заниматься ими будут в последнюю очередь, и это играет на руку простым правоохранителям.

Есть люди, обладающие особым нюхом уходить вовремя. Такие есть в каждом коллективе, и МВД, штат которого оценивается в 1 млн 280 тысяч сотрудников, не исключение. Как рассказал мне источник в одном из департаментов центрального аппарата (ЦА) МВД, некоторые сотрудники ушли в отпуск, во время которого хотят отдохнуть и найти новую работу.

Вполне себе неплохая перспектива: длительный отпуск (до 2 месяцев), возможность купить путевку в специализированном агентстве социального туризма «МВД ТУР» (например, Таиланд, Паттайя, 14 дней, все включено, а перелет «туда и обратно» за счет налогоплательщиков). По возвращении можно приступать к поиску нового теплого местечка. В частности, знаю людей, которые уже почти заняли должности в Администрации президента – хоть и самые низовые. Зарплата там чуть повыше, ответственности побольше, зато iPhone и iPad – часть материального довольствия, гаджеты даются под роспись. Главное – пройти проверку, которая намного строже, чем при приеме в МВД.

Источник в МВД отмечает, что в отпуске находятся в основном те сотрудники, которые не ведут никакой оперативной деятельности, а занимаются разного рода перекладыванием бумаг, делопроизводством и статистикой.

Есть милиционеры, которые искренне хотят продолжить работать в правоохранительной системе. А те, кто блатом за время службы не обзавелся, зубрят закон «О полиции».

«Еще с сентября его читаем. Сразу, как спустили документ в народ. Сравнивали сначала проект закона, после его приняли. Что еще можно сказать? Да ничего. Сидим и ждем, когда нас проверят», – рассказал мне сотрудник одного из отделов ЦА.

По его словам, до 1 июня постараются проверить всех милиционеров и отсеять лишних. По плану Медведева, к 2012 году штатная численность полиции должна составить чуть больше 1 млн 100 тысяч человек. Необходимо избавиться от 170 000 милиционеров.

В аттестационные комиссии будет входить порядка 20 человек из числа уже проверенного начальства. «Какова процедура никто пока не знает. Очевидно, что будут изучать личные дела сотрудников, характеристики, проверять знание приказов, правовых актов, нового закона. Если прошел аттестацию – будут давать заключение об этом, после приказ. Не прошел – укажут причину, и приказ об увольнении. В частности, сотрудники Управления собственной безопасности тоже будут нас проверять», – говорит источник.

Хочется, чтобы милиционеры не просто знали закон «О полиции» назубок, но и понимали его суть. Не зря же в документе частично продублировали некоторые новеллы из Конституции. Опрошенные мною сотрудники МВД рассказали, что видят в законе исключительно обязанность оберегать граждан и права человека. Наверное, мне попались хорошие милиционеры.

Мероприятия, связанные с переаттестацией, начались практически во всех подразделениях «недополиции» и региональных УВД. В Красноярском крае, например, милиционеры сдают 20-минутный тест на знание закона «О полиции». Те, кто не справится, получит возможность посетить дополнительные занятия и право на пересдачу. Результаты тестов будут учтены проверяющими на аттестационных комиссиях.

Медведев лично обещал социальные гарантии тем милиционерам, которые попадут под сокращение. Некоторым будут предлагать более низкие должности в системе МВД, а кто-то отправится на гражданку. Ведомство принимает меры: в Москве и ряде регионов уже работают пункты по трудоустройству уволенных милиционеров, где предлагают вакансии из базы государственных центров занятости. Хорошим специалистам подобные HR-консультанты вряд ли нужны: милиционеры, которые дослужились до начальников, после увольнения занимают посты глав служб безопасности различных коммерческих структур. Туда же и приводят бывших подчиненных. Относительно свежий пример: бывший глава ГУВД Кубани Сергей Кучерук, уволенный за события в станице Кущевская, успешно работает в «Крайинвестбанке». В «Роснефти» директором департамента экономической безопасности является Сергей Мещеряков, который ранее занимал аналогичный пост в МВД, а до этого возглавлял разорганизованный Департамент борьбы с организованной преступностью. Видимо, хорошо боролся.

Правозащитники уже принялись критиковать аттестацию. Председатель ассоциации «Агора» Павел Чиков рассказал мне, что ими была подана жалоба в Верховный суд России на указ «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ». Правозащитники углядели в президентской бумаге коррупциогенность.

«Вывод о коррупции был сделан на том основании, что как только началась аттестация, сразу же появились слухи, что за успешное прохождение аттестации нужно заплатить. Например, цена для сотрудников патрульно-постовой службы ГУВД по Московской области – 10 000 рублей за прохождение, для сотрудников ГИБДД – 100 000 рублей», – сказал правозащитник.

Чикову и его коллегам не нравится и тот факт, что в президентской комиссии под руководством Нарышкина нет ни одного представителя от общественности, зато есть Нургалиев, заместители главы СКР, Генпрокуратуры и другие деятели, так или иначе близкие к правоохране. Ну а кто же лучше всего оценит профпригодность полицейских?