Мировое население стареет, и ждать изменения ситуации не приходится: доля людей старше 65 растет в два раза быстрее, чем общая численность населения Земли. По оценкам ООН, сегодня примерно каждый пятый человек старше 60 лет, а уже к 2050 году это будет каждый третий. Исследователи Economist Intelligent Unit попытались выяснить, как менеджеры развитых стран, где проблема старения населения стоит наиболее остро, готовятся работать с пожилыми сотрудниками и клиентами. Выяснилось, что большинство компаний называют увеличение численности пожилых людей преимуществом: их руководители видят перед собой новые рынки товаров и услуг, да и люди за 60 – это чаще всего сотрудники с неплохим опытом. Однако оптимизм этот – только на словах. Все понимают, что пожилой человек в большинстве случаев не сможет в жестком темпе выполнять такой же объем работы, как и молодой коллега. По расчетам BMW, приведенным в исследовании EIU, если не предпринимать никаких мер, то к 2018 году производительность компании может сократиться на 7% только за счет того, что средний возраст сотрудника вырастет до 46 лет (в 2008-м г. – 41 год). И сейчас компания начала несколько проектов – усовершенствование производства, специальные программы для пожилых и т.д., – чтобы этого падения не допустить. Увеличение доли пенсионеров влечет за собой и рост социальной нагрузки на бизнес. Рост выплат по страховкам и пенсионных выплат считают серьезным риском 40% опрошенных управленцев. Компаниям предстоит строить новые карьерные лестницы для пожилых людей, которые будут вести не только наверх, сказал EIU партнер и управляющий директор Boston Consulting Group Ян Виллем Кюнен: заслуженные сотрудники с большим стажем могут не только работать на производстве или занимать руководящие позиции, но и выступать наставниками. Для пожилых людей подойдет гибкий график работы и возможность плавного выхода на пенсию, отмечают эксперты. Но представители каждой третьей компании говорят, что в их фирме нет эффективных программ адаптации для всех пожилых сотрудников. Более того, почти в каждой пятой компании (18%) борются с ростом числа пожилых сотрудников. И примерно столько же опрошенных не видят в пенсионерах перспективных клиентов. Выходит, новые рынки пока привлекательны скорее на словах: лишь в 5% компаний планируют увеличить долю продуктов, произведенных специально для пенсионеров, на четверть в ближайшие пять лет.