На прошлой неделе Ростовская область объявила о старте имиджевой кампании для потенциальных инвесторов. До 1 июля будет разработана долгосрочная целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012–2015 годы», сообщила пресс-служба аппарата губернатора региона. Как отмечается в сообщении, «в рамках программы поставлена задача создания уникального инвестиционного имиджа донского края и обеспечение его узнаваемости на российском и международном уровне. Это позволит экономике региона найти нишу на рынке привлечения инвестиций». Также запланировано проведение рекламных кампаний среди инвесторов, повышение их информированности об инвестиционных возможностях области, содействие организациям в создании и продвижении брендов. До этого своими логотипами обзавелись Омск, Смоленск, Калужская область и Ненецкий автономный округ. В России начался настоящий бум брендинга городов и регионов. В мире же брендинг и маркетинг территорий – успешно развивающееся направление на стыке маркетинга и государственного управления. Несколько недель назад журнал «Секрет фирмы» опубликовал свой очередной ежегодный рейтинг привлекательности российских городов. На его примере и на основе анализа динамики перемещений городов внутри рейтинга видно, что наиболее быстро и успешно развиваются те города, которые особенное внимание уделяют своему маркетинговому продвижению. Одним из самых ярких примеров маркетингово ориентированного развития региона является Пермская область (с брендбуком и постоянными его доработками от Артемия Лебедева).


В марте 2011 года Смоленск презентовал свой бренд, разработанный к празднованию 1150-летия города в 2013 году. В логотипе безошибочно узнается очертание территории Смоленской области, с другой стороны – это сердце, которое бьется и любит. Яркие разноцветные ленты фиолетового, малинового, желтого, красного, зеленого, синего цветов символизируют различные аспекты жизни: фиолетовая – культуру и традиции; малиновая – семейные ценности; желтая – духовный мир (православие); красная – память о героическом прошлом города Смоленска и Смоленской области; синяя – реку Днепр.
 

В марте 2011 года студия Артемия Лебедева презентовала брендбук Калужской области. В 2010 году Международная организация кредиторов признала регион самым инвестиционно привлекательным в нашей стране. Чтобы поддержать успешный образ в глазах жителей и инвесторов, области понадобился фирменный стиль. Логотип обыгрывает аббревиатуру Калужской области (КО) и комфортный деловой климат – ОК.

Работа над новым имиджем округа началась с аудита существующего бренда и ряда исследований, касающихся восприятия и отношения к региону со стороны целевых групп. С учетом приоритетов и стоящих перед администрацией задач была разработана концепция нового бренда НАО как североевропейской кладовой России. Для более эффективного донесения характеристик нового бренда был разработан логотип региона, в основу которого легли приоритетные направления работы администрации – люди, олени, рыба, нефть. Они были визуализированы в виде иконок, стилистика которых сохраняет преемственность геральдических символов и национального узора. Различные оттенки синего отражают особенности территории: низкая температура, вода, небо, снег, северное сияние. Цвет каждого квадрата соотносится с изображенным знаком: голубой цвет неба – с иконкой национального жилища (люди), серый – рога оленя, зеленоватый аквамарин – рыба и морепродукты, максимально темный синий – нефть. Форма логотипа одновременно напоминает территорию округа, национальный узор, рога оленя, летящую птицу

В декабре 2010 года Омск получил логотип в виде «медвежьей лапы» – «символа экономической и социально-политической опоры России», которым регион будет отмечать свою продукцию, сообщил министр экономики Омской области Игорь Мураев. «Бренд Омской области не ограничивается только логотипом – это целая система, новая экономическая система. Важно, чтобы он был воспринят внутри региона, чтобы это было воспринято населением», – сказал Мураев. Логотип, представленный дизайнерами, – это стилизованный контур географической карты региона черного цвета, над которым расположены пять «капелек» – следов пальцев медведя. «Пятерня – это символ региона, готового к партнерству. Раз символ России – медведь, а Омск – опора России, то мы «приватизировали часть медведя», и нашим брендом стала медвежья пятерня», – сказал один из создателей логотипа Станислав Иванченко.

В декабре 2010 года РСПП и KPMG опубликовали доклад «Привлечение прямых иностранных инвестиций в регионы России». Организаторы опросили иностранных инвесторов и выяснили, что факторы привлекательности региона для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) целесообразно делить на «жесткие» и «мягкие», потому что это сразу дает понимание, на какие из них власти могут влиять и на какие могут влиять быстро. Например, правительство субъекта РФ в одинаковой степени может влиять и на качество рабочей силы, и на правовую среду, и административный процесс, но последние два фактора гораздо быстрее сказываются на притоке денег из-за рубежа. Кстати, наличие природных ресурсов имеет вес в решении инвестора от 5% до 30%, то есть далеко не полностью определяет решение о вложении денег. «Мягкие» факторы могут полностью перечеркнуть сырьевые и географические (вес географии колеблется от 10% до 20%) аргументы. Вес «мягких» факторов не оценивался. Один из них – коммуникации, имидж и позиционирование региона. В марте 2011 года McKinsey Global Institute опубликовал исследование «Urban world: mapping the economic power of cities», в котором изучались крупнейшие 600 городов мира и делался прогноз на то, какие в 2025 году города войдут в 600 крупнейших. В City 600 в 2007 году входило 13 российских городов, к 2025 году останется пять: Москва, Петербург, Тюмень, Екатеринбург и Красноярск. Список покинут Казань, Пермь, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Челябинск, Уфа и Омск. По оценкам McKinsey, темпы роста экономики российских городов будут примерно такими же, как и столицы (порядка 4% в год). В России 11 городов-миллионников, что говорит о высокой степени урбанизации страны, считает он. Однако в интересах России — быстрое развитие именно регионов. И есть регионы, которые потенциально могут развиваться быстрее столицы и которые уже накопили полезный опыт управления ростом: пример Пермского края показывает, что динамичнее других будут расти города, которые удастся сделать привлекательными для инвестиций. В марте 2011 года помощник президента Аркадий Дворкович объявил, что для привлечения инвестиций в регионы в аппаратах президентских полпредов, возможно, появится должность инвестиционного уполномоченного по региону. Мера позволит, по его мнению, лучше контролировать губернаторов, мало привлекающих инвестиций, и быстрее передавать им опыт успешных регионов. Какая область или город первыми введут у себя должность директор по маркетингу региона?