Представьте себе ситуацию: миноритарный акционер одного небольшого банка не очень доволен качеством управления кредитной организацией и подозревает, что менеджмент, в сговоре с основным акционером, наносит ущерб его интересам. Для того, чтобы доказать это, он просит протоколы заседания совета директоров банка за 2010 год. Всего 300 страниц. В ответ он получает счет на 30 000 рублей. «Почему так много?» – возмущается миноритарий. «Понимаете, копированием протоколов занимался лично начальник управления, а у него высокая зарплата, поэтому и стоимость листа копии составила 100 рублей», – не моргнув глазом отвечает представитель банка. Пришлось платить. Но насколько законны такие поборы? В положении «О раскрытии информации эмитентами ценных бумаг», утвержденном ФСФР России, дается расплывчатая формулировка, что копии должны предоставляться «за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии». Вот российские компании и изгаляются, как могут. Специально для Slon.ru я решил построить рэнкинг стоимости изготовления одной копии документов по 50 крупнейшим компаниям страны, попутно изучив степень доступности такой информации на сайтах компаний. Как выяснилось, не все так просто. У 15 компаний из получившегося списка найти данную информацию на сайте оказалось не так-то просто (искал только в разделах «Для акционеров, инвесторов» и «Раскрытие информации»). Пришлось писать письма по электронной почте и звонить в службы по связям с инвесторами и акционерами. Но и это часто не приводило к положительному результату. Так, в «Росбанке» по телефону меня футболили от специалиста к специалисту, а письмо в адрес ir@rosbank.ru просто проигнорировали (письменные запросы также проигнорировали «Силовые машины» и «Вимм-Билль-Данн»). В МТС честно ответили, что «никто и никогда не обращался к ним с подобными запросами, а потому они и не знают стоимости изготовления копии». Удивительно, но такая же ситуация и в «Транснефти». Начальник отдела корпоративного управления и ценных бумаг компании Ольга Майор честно призналась мне, что такой информации нет, попросив перезвонить через несколько дней, когда она наведет справки. Я так и сделал, узнав, что «стоимость копии сейчас только утверждается». Получается, что Алексей Навальный, даже убедив суд в обязанности «Транснефти» предоставить ему документы, получить их не сможет: оплатить изготовление копий невозможно, если неизвестна ее цена. Но в целом компании, на сайтах которых информация о стоимости копии либо глубоко спрятана (как у «Полиметалла» в архиве за 2007 год), либо находится вместе с общими реквизитами, достаточно оперативно отвечали на запросы, предоставляя необходимую информацию. Правда, представитель НЛМК Павел Безрукавников при этом сожалел, что «у НЛМК нет информации о том, что вы [то есть – я] являетесь акционером». За точку отсчета степени «жадности» компаний при изготовлении копии был взята стоимость аналогичных услуг в отделении Почты России. Там она составляет 8 рублей за одну сторону листа А4. «Мы ориентировались на стоимость услуг почты», – призналась в беседе со мной заместитель службы по связям с инвесторами АФК «Система» Екатерина Цуканова. Рыночная цена, впрочем, почти втрое ниже – 3 рубля за лист: именно столько с обывателя возьмут в любом копировальном центре Москвы. Сколько из 50 компаний уложились в данное прокрустово ложе? Ровно двадцать. Самой жадной оказалась «Распадская» – 30 рублей за лист. Правда, начиная со второго листа – всего червонец, но все равно намного выше рыночных расценок. Почему так дорого, узнать в компании не удалось. Зато в ОГК-4, занявшей второе место в рэнкинге, подробно рассказали, откуда берется стоимость копии в 21,3 рубля за лист. Начальник планово-экономического управления ОГК-4 госпожа Ивлина основательно посчитала, что на изготовление одного листа копии у секретаря уходит две(!) минуты времени. Вот она, немецкая дотошность (основным акционером компании является немецкий концерн E.ON)! Причем, ежемесячная зарплата секретаря (с налогами) в энергетической компании составляет 74 000 рублей, а потому две минуты времени это 14,02 рубля, а еще бумага (35 коп. за лист), а еще картридж (50 коп.), амортизация копировального аппарата (3,5 руб.) и прочее, прочее, прочее… И, наконец, – внимание! – торговая наценка – 1% для физлиц и 10% для юрлиц. Вот откуда 10 млрд рублей чистой прибыли по итогам 2010 года. Аналогичные «экономические обоснования» имеются и в «Русгидро», но там и секретари дешевле, и работают они быстрее, а потому в итоге получается всего 8,07 рубля за лист. В «Газпроме», «Газпром нефти» и «Новатэке» расценки на копии одинаковые – 10 рублей за лист (без НДС), причем совпадают даже формулировки. Впрочем, в отделе по работе с акционерами «Новатэка» мне сообщили, что сделают копии бесплатно: «Чего уж там, к нам редко обращаются с такими просьбами». И на этом спасибо. Какой-либо зависимости между сектором, где работает компания, и стоимостью копии обнаружить не удалось. Так, копия в ОГК-3 стоит всего рубль с копейками, а копия в ВТБ почти вдвое дешевле, чем в Сбербанке. У металлургов цены также отличаются – почти на порядок – от 2,5 рублей у НЛМК до 20,82 руб. у «Мечела». Дешевле всего копия у сети продуктовых дискаунтеров «Магнит» – 59 копеек за лист. Вот яркий пример соответствия имиджу во всем, в том числе и в общении с акционерами. «Роснефть» могла бы занять место «Магнита», но ее 36 копеек начинаются от объема в 50 листов, а до десяти листов акционеров просят заплатить по 6,09 рублей за каждый лист. Каких-либо далеко идущих выводов из стоимости копии, конечно, делать не надо. Но задуматься есть над чем: с какой целью публичные компании выставляют высокие расценки на изготовление копий документов, которые обязаны предоставлять акционерам? Доступность информации – это один из признаков транспарентности компании, демонстрация ее лояльности к своим акционерам и инвесторам. И если с акционера за 5 листов протокола заседания совета директоров хотят содрать 100 рублей, то у него может сложиться устойчивое впечатление, что компании есть, что скрывать. Не правда ли?

Постраничная жадность
Стоимость изготовления полного листа копии документов, руб. (с НДС)

* информация по стоимости копии не была обнаружена на сайте компании, но была предоставлена по запросу или в результате телефонного звонка
** информация по стоимости копии не была обнаружена на сайте компании и не была предоставлена по запросу
*** стоимость изготовления черно-белой копии в отделении Почты России
ИСТОЧНИК: ДАННЫЕ С САЙТОВ КОМПАНИЙ ИЛИ ИЗ ОТВЕТОВ НА ЗАПРОСЫ. ДАННЫЕ АКТУАЛЬНЫ ПО СОСТОЯНИЮ НА СЕРЕДИНУ АПРЕЛЯ 2011 Г.