19 июля состоялась пресс-конференция руководителя Федерального дорожного агентства Анатолия Чабунина на тему «Росавтодор: Одной бедой в России станет меньше». Вроде бы, всем должно быть понятно, о какой из бед шла речь, однако пресс-служба Росавтодора уже пояснила, что господин Чабунин просто выразил собственное мнение, и не более того. А зачем на подобную пресс-конференцию тогда тратить государственные деньги? Да еще в рабочее время? Лейтмотивом мероприятия стал тезис о том, что российские дорожники, в среднем, воруют не больше, чем вся остальная Россия. Уже высказаны совершено разные мнения на этот счет, но я с руководителем Росавтодора склонен согласиться: воруют на строительстве дорог ровно столько же, сколько и в других местах, – все, что получится своровать. Тем более, что технология позволяет: все равно через пару лет ремонтировать дорогу заново. Миф об особом пути российских дорожников, скорее всего, связан с тем, что мы ежедневно сталкиваемся с довольно большим объемом их произведений. К счастью, никто у нас не устраивает себе туры по больницам и другим богоугодным заведениям – если пришлось столкнуться, то это будет точечный опыт. А вот «накрутить» 200 – 300 километров в день по дорогам Родины – это легко. Как правило, с применением ненормативной лексики, которая на самом деле относится к комплексу автомобиль–дорога–пешеходы. Но запоминается только дорога. А что делать, если 60% автодорог в России находятся в ненормативном состоянии? Ненормативная лексика только и остается. Или заниматься новыми стандартами и контролем их соблюдения. Несколько лет назад я имел отношение к дорожной отрасли и вынес из нее стойкое впечатление, что действующие дорожные стандарты просто не рассчитаны на ту нагрузку, которая сегодня падает на автотрассы с развитием дорожного движения. Существуют современные износостойкие покрытия, однако их производство стопорится из-за недостатка сырья. Плюс разный подход к содержанию дорог в регионах… Очень часто границу между областями (и даже иногда между районами одной области на региональных трассах) можно заметить без каких-либо указателей. Вот только что ехал себе, никого не трогал. И вдруг – яма на яме. Стандартами, кстати, Росавтодор тоже собирается заниматься. Начато, правда, с псевдоэкономии – в небольших населенных пунктах планируется строить однополосные дороги с разъездными карманами вместо двухполосных. Прямо какое-то горе от ума. Да, безусловно, затраты на материалы уменьшатся. Однако при этом почти не изменятся затраты на технику и рабочую силу (а это, как мне представляется, основная часть затрат). Кроме того, резко возрастет аварийность: далеко не каждый сельский житель (да что греха таить, и городской тоже) будет пропускать соседа и ждать в кармане-отстойнике. Лучше пободаться. Однако «проблемы индейцев шерифа не интересуют». Жители Москвы уже, наверное, заметили, что пропускная способность основных магистралей города за последние несколько месяцев уменьшилась на 25–30% – по одной полосе в каждом направлении выделено теперь для общественного транспорта и другим туда въезд запрещен… В общем, из отчетов о выступлении Анатолия Чабунина мне стало понятно, что надежда на радикальное улучшение дорожной обстановки может быть связана сегодня только с высшими силами. Ну, или, скажем, с волшебством. Есть у нас такая хорошая традиция. На годовой комсомольской конференции нашего института в 1989 году попытались провести в секретари Арнольда Шварценеггера. К сожалению, ему не хватило голосов, а то политическая карьера бывшего губернатора Калифорнии могла бы сложиться совсем по-другому. Сегодня в дорожной сети Сочи предлагают увековечить Гарри Поттера. Наверное, в надежде на то, что темные дорожно-строительные силы испугаются и перейдут на сторону добра.