Ярмарка вакансий за решеткой | Преступник – это предприниматель | Где поможет тюремный опыт
Челси Полмайер все еще помнит нервную дрожь, охватившую ее при виде колючей проволоки вокруг тюремного здания в городке Кливленде, штат Техас. Когда она прошла через пропускной пункт, охранник проводил ее в аудиторию, полную бывших бандитов и других осужденных. Те ждали встречи с ней и ее сокурсниками по программе дополнительного образования техасской бизнес-школы Mays.
Полмайер приехала посмотреть на занятие по маркетингу, которое вели активисты программы «Тюремное предпринимательство». Эта некоммерческая организация из Хьюстона ставит своей целью снабдить заключенных полезными жизненными и деловыми навыками. «Я помню, как мне было страшно, – рассказывает Полмайер. – Я ни разу в жизни не была в тюрьме и очень нервничала».
Однако ее страхи рассеялись, когда заключенные в полосатых робах поприветствовали ее и поздоровались за руку, – а затем все поучаствовали в таких укрепляющих командный дух ритуалах, как групповое объятие, а также неизбежный раунд шуточного «танца маленьких утят».
«Я не ожидала такой радушной встречи, не думала, что смогу так уютно себя чувствовать в этой обстановке. Все мои опасения немедленно растаяли», – говорит Полмайер. Сейчас она получает магистерскую степень в школе Mays. С того дня она побывала в тюрьме уже десятки раз, помогая заключенным разрабатывать бизнес-планы, а организаторам курсов – учебные программы.
В обычных обстоятельствах студентам бизнес-школ и заключенным пересечься негде. Но сейчас все больше студентов интересуются возможностью помочь заключенным освоить деловые навыки. Так тюремным обитателям будет проще выйти на рынок труда после освобождения – найти новую профессию или основать собственную фирму. Хотя таких курсов пока немного, в них участвуют – а порой и создают свои программы – десятки студентов MBA.

ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ ЗА РЕШЕТКОЙ


Социальные работники, отвечающие за трудоустройство заключенных, и администраторы из бизнес-школ рассказывают: студентов привлекает возможность взять шефство над заключенными, учить их составлению бизнес-планов, делиться простейшими деловыми навыками, давать советы по карьере и поиску работы.
«Все мои студенты, которые работали с заключенными, так и рвутся назад. Им все это реально нравится», – говорит Синтия Биллингтон, заместитель директора по вопросам карьерного роста школы Mays. Она помогает подбирать студентов MBA для участия в программе «Тюремное предпринимательство».
В некоторых бизнес-школах инициатива помощи заключенным идет снизу. Прошлой зимой Эван Ливайн и Роберт Сигман, первокурсники бизнес-школы Goizueta университета Эмори, решили проверить, не получится ли провести курс по подготовке к экзаменам SAT, который они преподавали в местной школе, еще и в близлежащей тюрьме.
Они связались с директором исправительного центра Атланты, находящегося в ведении управления исправительных учреждений штата Джорджия. Директор дал согласие на проведение занятий несколько раз в неделю, чтобы подготовить заключенных к сдаче единого школьного экзамена.
Программа имела такой успех, что теперь студенты решили ее расширить, добавив изучение профессиональных навыков. В этом месяце они готовят ярмарку вакансий, где пройдут семинары по профориентации, прохождению интервью и развитию профессиональных навыков. На ярмарку приглашены консультанты по кадровым вопросам и руководители из школы Goizueta, а также местные работодатели, которым уже доводилось нанимать людей с судимостью.
«Здесь есть люди, которые сидят за решеткой уже 10–20 лет, и они просто не понимают, что нужно делать, чтобы получить работу, – объясняет Ливайн. – Мы надеемся дать им некоторые практические бизнес-навыки, помочь заново адаптироваться к рынку, получить работу и добиться успеха в жизни».
Программа «Тюремное предпринимательство», запущенная в 2004 году, – один из самых необычных курсов адаптации заключенных. Курс с самого начала был рассчитан на участие студентов MBA, а недавно к нему подключились и старшекурсники бакалаврских программ по бизнесу. Обучение рассчитано примерно на шесть месяцев, участники осваивают множество базовых понятий и концепций из MBA-программы; освоив их, заключенные затем могут попробовать свои силы в предпринимательстве.
За несколько лет в проекте поучаствовали студенты более 30 программ MBA. Они консультируют техасских заключенных и помогают составлять бизнес-планы, которые те надеются воплотить после выхода на волю. Волонтеры занимаются всем – от помощи учащимся в анализе рынка до оценки жизнеспособности их бизнес-планов.

ПРЕСТУПНИК – ЭТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ


Программа «Тюремное предпринимательство», судя по всему, работает. Из 550 ее выпускников примерно 60 основали собственный бизнес. Через три месяца после освобождения 100% выпускников 2009 года устроились на работу. Что еще более поразительно, заключенные, которые учились на этой программе, по словам ее пресс-секретаря Эндрю Крамера, редко возвращаются в тюрьму. Доля рецидивистов среди участников программы, говорит Крамер, составляет 10%, тогда как в целом по стране – 60%, а в Техасе – 30%.
Многим заключенным сама идея предпринимательства уже знакома из уголовного опыта. Теоретические знания, получаемые в ходе программы, помогают им направить свои навыки в другое русло, говорит Ками Рекла, координатор спецпроектов «Тюремного предпринимательства».
«Многие из них – бывшие члены банд, и некоторым буквально доводилось разрабатывать маркетинговую стратегию распространения наркотиков. В мире банд все дело в том, чтобы укрепить свое влияние, решать вопросы и управлять людьми, так что это сильно пересекается с тем, чему мы хотим их обучить», – говорит Рекла. Она участвовала в программе как волонтер, когда училась на MBA, а потом стала постоянным сотрудником. «Мы объясняем им, к примеру: «Для своих клиентов вам приходилось перепаковывать наркотики в килограммовые пакеты – так вот, в бизнесе для такого есть специальный термин».
В последнем потоке, начиная с января, 76 заключенных получают советы 61 студента MBA с 16 самых разных программ MBA – из школы Mays Техасского университета, бизнес-школы Hankamer университета Бэйлора, школы Fuqua при университете Дьюка, школы Haas Калифорнийского университета в Беркли и многих других.
В основном, общение происходит заочно, по электронной почте. Но студенты университетов, расположенных недалеко от тюрьмы (например, Техасского политехнического и Бэйлора), могут приезжать к своим ученикам и лично на обеды, конкурсы бизнес-планов и разные семинары.
ГДЕ ПОМОЖЕТ ТЮРЕМНЫЙ ОПЫТ

«Я был приятно удивлен, когда узнал, что все больше студентов MBA и все больше бизнес-школ подключаются к консультированию», – делится Фи Трен, и.о. руководителя программы «Тюремное предпринимательство» и бывший заключенный, выпускник самого первого потока программы. «Когда мы только начинали, на одного студента MBA приходилось два–три ученика-заключенных. Сейчас пропорция обратная: два–три советчика на одного заключенного». Одна из недавно участвующих в программе консультантов – 25-летняя Жаклин Симпсон. Она закончила курс MBA в университете Бэйлора прошлой весной и участвовала в «Тюремное предпринимательстве» во время учебы. За два года она консультировала троих заключенных. Первый, осужденный за убийство, хотел открыть бизнес по реставрации старых автомобилей. Другой, попавший в тюрьму за незаконное хранение оружия, собирался запустить производство экологически чистых светильников. Симпсон помогла им с составлением хороших резюме, давала советы по бизнес-планам и присутствовала при их выходе на свободу. «Я старалась сделать для них все, что могла, и рассказать все, что знаю, потому что понимаю, как важно им получить работу после освобождения, – говорит Симпсон. – С учетом их прошлого и нынешней экономической ситуации весь мир, кажется, против них, поэтому им важна любая поддержка». Помимо удовлетворения, которое волонтеры испытывают, помогая доработать бизнес-план, участие в программе дает и вполне ощутимые выгоды. Она помогает студентам MBA отточить навыки наставничества и обучения, что укрепляет их позиции во время поиска собственной работы. «Я думаю, это делает их более эффективными менеджерами, ведь им приходится консультировать и брать шефство над кем-то, у кого вообще нет подготовки в области бизнеса, – отмечает Биллингтон. – Они могут сказать работодателю: «Если я делал такое ради общественного блага и бесплатно, только представьте, что я сделаю для вас, если примете меня на работу». Впрочем, долгосрочную выгоду от этих курсов, вероятно, полнее всего ощущают их выпускники, которые получают знания из MBA-программы и могут применить их в реальной жизни. Джефф Оффут закончил программу «Тюремного предпринимательства» в апреле 2008 года, а прошлым летом открыл в Хьюстоне собственную типографию, Jita Printing. В тюрьме Оффут работал под руководством двоих консультантов и общался с другими студентами MBA, которые навещали тюрьму и рецензировали его бизнес-план. Их советы и помощь помогли ему добиться уверенности, нужной для открытия бизнеса. «Сам факт того, что они приезжали в пятницу вечером и возились со мной, помог мне почувствовать, что мой план действительно имеет смысл, что людям не все равно, – говорит Оффут. – Искренняя забота, которую я ощущал, участвуя в программе, – это самое главное. А бизнес-знания, которые мы получили, – только «вишенка на торте». Перевела Мария Пономарева
Оригинал статьи