Конец близок | Исторический рост


КОНЕЦ БЛИЗОК

РБК заключила первые соглашения о реструктуризации своего долга. Как сообщила сама компания, юридически обязывающие документы подписали «Альфа-Банк»,«МДМ Банк», Deutsche Bank AG, CLN Recovery Limited и «Газэнергопромбанк». Общая сумма долга РБК сейчас оценивается в $230–240 млн, и медиахолдинг уже давно не выполняет свои текущие обязательства. В июле прошлого года холдинг согласился со схемой реструктуризации, предложенной группой «Онэксим» Михаила Прохорова. По словам Владимира Пахомова – директора по инвестициям «Онэксима», – на подписавших соглашения кредиторов приходится около 50% долга РБК.

Остальные кредиторы, по его словам, должны подписать документы на аналогичных условиях в течение ближайших 3–4 недель. Источник, близкий к «Онэксиму», рассказал Slon.ru, что на днях аналогичное соглашение должен подписать «Банк Москвы». В самом банке воздержались от комментариев. Аналитик ИК «Финам» Максим Клягин полагает, что вероятность того, что РБК удастся подписать соглашение с другими банками до конца месяца, достаточно высока, так как крупные банки соглашения уже подписали, а многие кредиторы ждали именно этого «сигнала». Планируется, что после реструктуризации «Онэксим» вложит в РБК $80 млн, купив акции «РБК-ТВ Москва» (новой холдинговой компании, в которой к началу мая 2010 года должны быть сконцентрированы основные активы РБК). Всем акционерам также будет предложено обменять принадлежащие им акции РБК на акции «РБК-ТВ Москва», а «Онэксим» станет владельцем 51% акций холдинга. Пахомов полагает, что это произойдет в мае.

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОСТ

Таким образом, в мае РБК намерен начать новую жизнь: менеджмент компании, ранее безраздельно владевший ею, потеряет контроль. Бизнес новым владельцам они передадут, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Согласно презентации РБК для инвесторов, доходы холдинга в 2009 году составили 3,1 млрд рублей – то есть на 2,1 млрд или на 40% меньше, чем в 2008 году (российский рекламный рынок, по данным АКАР, упал на 27%). Сильнее всего пострадал телевизионный (доходы снизились на 50% до 400 млн рублей) и печатный (на 47% до 800 млн) бизнес холдинга. Но и интернет-направление тоже продемонстрировало не лучшие результаты – при том, что по данным АКАР, рынок рекламы в интернете вырос на 8%, доходы сайтов РБК сократились на 32% до 1,2 млрд руб. Но планы на будущее у РБК вполне радужные. В 2010 году холдинг намерен увеличить свои доходы на 25%, при том, что крупные рекламные группы GroupM, ZenithOptimedia и Aegis Media прогнозируют общее снижение расходов на рекламу в этом году на 20–27%. Оптимизм РБК основан на том, что холдинг, заручившись поддержкой новых владельцев и решив все проблемы с кредиторами, выйдет из состояния турбулентности. Компания рассчитывает на восстановление долгосрочных отношений с рекламными агентствами и рекламодателями. Кроме того, холдинг заявляет о намерении запустить уже в 2010 году русский аналог программы Skype (о его конкурентных преимуществах перед эстонско-американским аналогом ничего не сообщается), объединить все потребительские сайты в рамках одного qip.ru, начать продавать мобильную рекламу и вообще «увеличить монетизацию» и «повысить капитализацию». Пассаж про «русский Skype», кажется, не очень понимают даже руководители РБК. «Я не назвал бы это скайпом, скорее речь идет о том, что мы будем вводить различные аудио- и видеосервисы», — пояснил гендиректор «РБК Медиа» Артем Инютин. Основатель и совладеец компании Герман Каплун был недоступен для комментариев. Но и те бизнесы, что тянули группу на дно, не будут заброшены. Это касается печатных продуктов (25% в доходах компании): РБК заявляет о планах уже в 2010 году на 25% увеличить тираж своих изданий и вернуться к аудиторным показателям по TNS уровня 2008 года. Московская аудитория ежедневной газеты «РБК Daily» за это время сократилось с 97 000 до 86 000 читателей, ежемесячного журнала РБК – с 780 000 до 733 000, а журнала «Идеи вашего дома» выросла с 1,7 млн до 1,9 млн (сравниваются данные TNS за сентябрь 2009-го – февраль 2010-го и аналогичный период 2008–2009 годов). Уже в 2011 году РБК планирует обогнать ближайших конкурентов по числу читателей. Сейчас аудитория «РБК Daily» в Москве на 50 000 меньше, чем у газеты «Коммерсантъ», а ежемесячный журнал «РБК» уступает Forbes по России 153 000 человек (данные за сентябрь 2009-го – февраль 2010-го). В телевизионной части компания заявляет только о намерении провести «технический ремонт» и «запустить новые программы, чтобы привлечь новую аудиторию». Антон Кирюхин, заместитель начальника инвестиционно-банковского департамента «МДМ Банка», уже согласовавшего с РБК условия реструктуризации, видел планы медиахолдинга на ближайшие полтора года и считает их вполне реальными.

«Такой рост возможен, потенциальные возможности холдинга существенны, но все зависит от грамотности и квалификации команды, которая будет работать», – согласен с ним директор департамента маркетинга и внешних связей «ВТБ 24» Михаил Кожокин. А вот Демьян Кудрявцев, генеральный директор ИД «Коммерсант», считает, что такая компания, как РБК, может показать любые успехи просто за счет «ловкости рук». «Это группа компаний, у которой существует большое количество внутреннего оборота, а также внешних полуаффилированных компаний, поэтому – могли показать что-то одно, теперь покажут что-то другое», – полагает Кудрявцев.