
Министерство обороны РФ завершает заключение контрактов с предприятиями оборонно-промышленного комплекса на размещение гособоронзаказа. По состоянию на 5 сентября в основном остались «подвисшими» лишь несколько контрактов с «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК), в том числе самые крупные – на строительство новых стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок «Севмашем». Еще 18 августа появилась информация о том, что ОАО «ОСК» может практически полностью остановить производство на трех крупнейших верфях из-за проблем с размещением гособоронзаказа. Это ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «ЦС «Звездочка» и ОАО «Адмиралтейские верфи». Настаивая на своей цене продукции, ОСК утверждает, что по заказам Минобороны в нее заложена практически нулевая рентабельность. Военные же, со своей стороны, говорят, что не будут покупать военную технику по «необоснованно завышенным ценам». Для урегулирования проблем с заключением контрактов в рамках гособоронзаказа-2011 22 августа была сформирована межведомственная комиссия, в которую вошли представители Минобороны, Минпромторга и ОСК. На комиссию возлагается задача в двухнедельный срок разрешить все разногласия между Минобороны и ОСК в вопросах цен на продукцию. В настоящее время Минобороны переходит на практику заключения 3-летних контрактов. При этом возникает множество дополнительных нюансов по вопросу ценообразования на конечную продукцию. При заключении долгосрочных контрактов в конечной стоимости продукции, безусловно, необходимо учитывать инфляцию. Естественно, с точки зрения «текущих» цен рассчитанные с учетом инфляции цены на продукцию представляются «завышенным». Следует также отметить, что каждый год дорожают комплектующие и сырье, причем удорожание сырья идет опережающими темпами, в первую очередь, это касается металла. Очень существенная часть затрат в производстве приходится на электроэнергию, рост тарифов на которую опережает инфляцию. Кроме того, необходимо постоянно повышать заработную плату, иначе в ОПК не останется квалифицированных кадров. Те предприятия, которые смогли взять кредиты в банках для обеспечения непрерывности процесса производства, будут вынуждены платить по ним проценты, что также приводит к удорожанию стоимости продукции. И это надо учитывать. С другой стороны, в сфере гособоронзаказа присутствует значительная коррупционная составляющая. В ряде случаев надо говорить об образовании в ОПК устойчивых схем «распила» денег, поступающих по линии гособоронзаказа, которые «совершенствуются» с каждым годом. Отдельные директора оборонных предприятий «параллельно» с руководством ФГУПами и ОАО, где государству принадлежит контрольный пакет, вводят в число соисполнителей гособоронзаказа принадлежащие им частные бизнес-структуры. По оценкам Главной военной прокуратуры, в настоящее время каждый пятый рубль, выделяемый по линии оборонзаказа, разворовывается. И это – официальная оценка. Реально же, по ряду экспертных оценок, до недавнего времени до 50% всех средств, направленных на разработку и закупку новых систем вооружения, уходят в «откаты» и офшоры, банально разворовываются. Таков своеобразный «коррупционный налог». В этих условиях повышенная требовательность Минобороны к вопросам ценообразования на продукцию военного назначения понятна и обоснована. Военным важно понимать, за счет каких составляющих идет увеличение финальной цены. В этом году гособоронзаказ составляет 750 млрд руб., в том числе по линии Минобороны 581,5 млрд руб. Из тех средств, которые выделены по линии Минобороны в рамках гособоронзаказа-2011, заказы на сумму 30 млрд руб. будут перенаправлены на другие закупки, поскольку поставщики не выполнили своих обязательств, – об этом заявил министр обороны Анатолий Сердюков. По его словам, эти деньги будут направлены на закупки, в основном, высокоточного оружия, а также авиатехники и средств ПВО. Как при выполнении экспортных заказов, так и при поставке вооружений для российской армии основными проблемами являются удорожание продукции и проблема качества. Обе эти проблемы связаны, прежде всего, с развалом кооперационных связей, существовавших в бытность СССР, и чрезвычайно сложным процессом их восстановления уже в новейшей истории России. Перманентная кризисная ситуация в экономике России обусловила, в свою очередь, минимальные заказы Минобороны российскому ОПК на протяжении длительного периода времени. Почти 20 лет ОПК выживал только за счет экспортных заказов. В этот период обанкротилось и прекратило свое существование большое количество оборонных предприятий. Особенно это затронуло поставщиков комплектующих второго, третьего и четвертого уровня. Причем многие поставщики комплектующих либо разорились, либо перешли в гражданский сектор, поменяв номенклатуру выпускаемой продукции. В этой связи наметилось катастрофическое отставание России по элементной базе, прежде всего в сегменте микроэлектроники военного назначения. За последние 15 лет из-за отсутствия заказов на многих предприятиях ОПК были полностью утеряны технологии, ранее успешно применявшиеся для изготовления техники и вооружения. По данным заместителя руководителя комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу, генерал-полковника в отставке Анатолия Ситнова, за последние 15 лет было безвозвратно утрачено более 300 критических технологий, на восстановление которых потребуются десятилетия и огромные финансовые затраты. Еще одним больным вопросом является то, что в ОПК входят предприятия с разной формой собственности. На текущий момент система управления предприятиями и организациями, входящими в ОПК, требует кардинального совершенствования и развития. Это обусловлено наличием предприятий и организаций различных форм собственности, в том числе частных, которые в рыночных условиях крайне сложно объединить вокруг общей цели. Более того, часть оборонных предприятий являются конкурентами в различных сегментах рынка. Так есть ли шанс, что «зависшие» контракты будут подписаны? Очевидно, разрешить конфликтую ситуацию между ОПК и Минобороны должно помочь назначение нового первого заместителя министра обороны РФ Александра Сухорукова, который будет курировать гособоронзаказ, а также вопросы разработки и закупки вооружения и военной техники. В предшествующие годы он руководил Рособоронзаказом, поэтому хорошо знаком с ситуацией в оборонном комплексе. В любом случае, «выход из тупика» по ряду пока еще неподписанных контрактов возможен лишь при условии обеспечения полной прозрачности ценовых параметров. Политика информационного давления промышленности на Минобороны, как показала реальная практика, не ведет к желаемым результатам.