Сегодня, 30 января, в центре Digital October снова говорят о краудфандинге: о своей работе расскажет создатель платформы boomstarter.ru Евгений Гаврилин. По такому случаю Slon публикует сокращенную версию лекции «Краудфандинг и общество будущего», которую независимый кинематографист Гари Хаствит прочитал в конце прошлого года в Политехническом музее. Владелец компании Plexifilm Гари Хаствит, известный как автор «Дизайн-трилогии», – рекордсмен по сборам средств через краудфандинговую платформу Kickstarter.
Краудфандинг – коллективное финансирование. Люди финансируют какой-то проект – есть кто-то, кто хочет реализовать проект, но ему нужна помощь в финансировании. Во многих случаях краудфандинг заместил традиционное финансирование. Эта идея имеет огромный потенциал, она способна изменить реализацию проектов в сфере музыки, кино и интернета.
Я столкнулся с краудфандингом более 20 лет назад. После того как я закончил колледж, я начал заниматься андеграундной музыкой, независимыми музыкальными проектами, я помогал многим командам планировать туры, выпускать диски, продавать майки аудитории напрямую в клубах. Уже тогда у меня была идея, что не должно быть посредника, барьера между тем, что вы делаете, и теми, кто хочет поучаствовать в вашем проекте.
В каком-то смысле краудфандинг – это не новая идея. Ранний пример краудфандинга – фундамент статуи Свободы в Нью-Йорке. Сама статуя была подарком от Франции США, а пьедестал должен был быть оплачен США, но правительство на том этапе не хотело за него платить. Тогда Пулитцер (тот самый, именем которого названа премия) обратился к читателям своей газеты, предложив им самим собрать деньги на создание пьедестала. Люди должны были пожертвовать от 1 доллара – и тогда они получали маленькую модель статуи. Если они давали 5 долларов, то модель была побольше. Это очень похоже на современные краудфандинговые проекты. Более 100 тысяч человек пожертвовали тогда деньги, и пьедестал был построен.
Важный момент, который отличает краудфандинг от дотации, – это то, что люди получают что-то взамен. Это не чистая благотворительность, они чувствуют свое участие. Многие художники, артисты считают, что краудфандинг – это попрошайничество, им неудобно просить у аудитории деньги. Но это не так. Это не просто финансирование, а причастность людей к проекту: вы не просите других дать вам деньги, вы приглашаете их поучаствовать в вашем деле.
Один из наиболее успешных сайтов для краудфандинга онлайн – это Kickstarter. Они занимаются в основном креативными проектами: фильмы, дизайн, музыка. За последние три года более 30 тысяч проектов финансировались через сайт, и они получили около 350 миллионов долларов. Это один из проектов-пионеров в этой области, который способствовал возникновению множества клонов Kickstarter.
Как именно работает краундфандинг?
Я реализовал через Kickstarter два краундфандинговых проекта. Все три фильма моей «Дизайн-трилогии» были спонсированы через независимые источники. С чего начиналась Helvetica: мы запустили сайт до выхода фильма, за 9 месяцев до окончания производства у нас были майки, постеры, различные маленькие предметы, которые могли приобрести все желающие. От аудитории мы получили достаточно крупную сумму денег – это были люди, увлеченные идеей, готовые помочь производству. Мне очень повезло, что Helvetica коммерчески была достаточно успешным фильмом и помогла мне начать создание Objectified и реализацию Urbanized. Последний был сложнее в плане реализации, на его создание ушло три года: мне не хватало 85 тысяч долларов, чтобы завершить производство. И мы запустили компанию на Kickstarter.
Я не знаю, как с таким видео мы получили какие-то деньги. Мне кажется, большинство из тех 1800 человек, которые отозвались, это люди, видевшие мои предыдущие работы и поэтому захотевшие участвовать. У меня уже была на том этапе своя аудитория, и таким образом Urbanized привлек достаточно внимания, чтобы стать успешным краудфандинговым проектом. Вознаграждения, которые мы готовы были предложить: ссылка на скачивание фильма, открытки, ограниченное издание трилогии.
Мой второй краудфандинговый проект – Olympic City. Это книга с фотографиями. Мы решили поехать в различные города, где проводились Олимпийские игры, и снять их.
Этот проект пока на стадии реализации, мы все еще фотографируем Олимпийские деревни. В рамках этой кампании в Кickstarter мы сказали, что наши спонсоры смогут выбрать те города, в которые мы поедем дальше. Это было осознанным вовлечением аудитории в реализацию проекта – мы предоставили людям право выбрать, куда нам ехать дальше. Речь уже не шла исключительно о деньгах, мы получили огромное количество информации. У нас было голосование, и Москва оказалась победителем. Это одна из причин, по которой я сейчас здесь.
Краудфандинг – это не просто сбор денег. Это именно взаимодействие с аудиторией, заинтересованной в проекте. Есть огромное количество проектов, которые собрали миллионы долларов, но это не то же самое, что выиграть лотерею. Краудфандинг – достаточно серьезный труд, нужно заниматься организацией кампании, промоушеном кампании. Это не волшебство, не генератор денег, а отдельная большая работа.
Я не хотел бы сказать, что у нас в США лучше получается заниматься краудфандингом. Просто мы дольше этим занимаемся, у нас есть уже некоторый опыт успешной реализации проектов. Есть вопрос доверия: если вы вкладываете деньги в то, чего еще не существует, должен быть определенный уровень доверия к человеку, уверенность, что он доведет дело до конца. Когда мы видим, что многие проекты были успешно реализованы с помощью краудфандинга, это привлекает к его концепции больше людей.
Kickstarter – это маленькая вселенная по финансированию проектов. Когда мы делали Urbanized, 70% средств пришли от людей, которых мы уже привлекли к тому моменту, а 30% людей увидели этот проект на Kickstarter и просто заинтересовались. Теперь соотношение изменилось: теперь 30% – это те, кого мы знаем, люди, которые специально пришли на сайт, а 70% – вселенная Kickstarter. Мне кажется, есть уже критическая масса людей, которые готовы поддерживать проекты в США. В основном здесь идет речь о том, что артисты поддерживают других артистов, это как пойти на концерт вашего друга в клубе. Между артистами существует некоторая конкуренция, но все равно вы хотите поддержать талантливые проекты ваших коллег. Kickstarter – это как поддержать проект людей, которые еще не стали вашими друзьями, но могли бы ими быть.
Что нужно сделать для популяризации краудфандинга в других странах?
Должны быть какие-то состоявшиеся художники с большим именем, которые используют краудфандинг для реализации своих проектов. Идею, что можно получить больше денег через краудфандинг, чем через традиционные источники финансирования, сейчас только начинают осознавать. Мне кажется, если в России какой-нибудь известный музыкант начнет спонсирование своего проекта через краудфандинг, то это попадет в газеты и заставит других задуматься о том, что есть какая-то альтернатива традиционной реализации проектов.
Да, я кинематографист и хочу фокусироваться на создании своего фильма, а не на поиске денег. Но краудфандинг, независимая дистрибуция, отчеты в Twitter – это тоже часть создания кино. Я вовлекаю аудиторию, используя социальные платформы для своих целей. Например, те, кто читает меня в Twitter, – это мои партнеры, я думаю о них так же, как и о своем операторе, они часть моей команды, они помогают мне в создании фильма. Я не отвечаю, конечно, на тысячи электронных писем от своих фанатов – мне кажется, многие просто хотят получать новости о проекте, ощущать собственное участие. Для людей очень важно чувствовать свою вовлеченность – даже те, кто пожертвовал на статую Свободы по доллару, каждый раз, глядя на пьедестал, ощущали некоторую гордость от того, что помогли в реализации проекта.
Мне кажется, что для таких проектов, как кино, чтобы добиться успеха на Kickstarter, важно уже начать реализацию, чтобы было, что показать. Проекты, которые находятся пока исключительно на уровне концепции, продаются с большим трудом. У меня уже был материал, который я мог показать. Графический дизайн должен быть сделан на очень высоком уровне. Когда что-то выглядит хорошо, это играет огромную роль. Люди реагируют иначе, гораздо охотнее делают предзаказ книги или CD. Да, есть чувство вовлеченности, но есть и желание что-то получить взамен, что-то крутое, хорошо сделанное, красивое.
Есть много краудфандинговых сайтов, кроме Kickstarter, например, Planeta.ru. Но и без платформ этим можно заниматься. Нужно просто найти связь с теми, кому нравится то, что вы делаете. Можно использовать Facebook, Twitter, другие социальные сети.
Что нужно знать о юридические моментах, связанных с использованием краудфандинга? Это не инвестиции, речь не идет о каких-то долях владения проектом. Кто-то инвестирует 25 евро, а потом получает книгу или DVD. Если они не получают продукт, то, как и в любой другой ситуации при заказе через интернет, могут отозвать свои средства. Думайте об этом как о предзаказе онлайн. Имейте в виду: как и на любой другой доход, мы должны тут уплатить налог.
Наше будущее – в серийном донорстве?
Будущее краудфандинга – использование коллективной энергии, коллективных источников. Возможно, когда-то мы сможем спонсировать строительство парка или целого города. На Kickstarter есть проекты и вроде этого – например +Pool.
Это не одностороннее движение. На таких сайтах, как Kickstarter, вы четко видите: вот такие проекты реализуются, а вот такие – нет. В нашей культуре производится множество продуктов, которые никому не нужны, и здесь мы можем это изменить.
Средний демографический портрет пользователя Kickstarter – люди моложе 30 лет. Но сейчас мы привлекаем и наших родителей, приглашаем посмотреть на наш проект, и они приходят на сайт, начинают бродить по нему, смотрят на другие проекты. Динамика изменилась: вы не просто вовлекаете людей, которые поддерживают ваш единственный проект, – нет, им интереснее поддерживать большое количество проектов. Я, например, серийный донор, я прихожу на Kickstarter не в поисках конкретного проекта, а просто гуляю по сайту, даю по 20 долларов на проекты, которые мне интересны. Сейчас так делает все больше людей.
В США у нас две основные платформы: Kickstarter и Indigogo. У сайтов разные философии, Kickstarter использует концепцию «все или ничего»: вы выбираете определенную цель, и если вы ее не достигаете, то не получаете ничего. Вы не сможете реализовать ваш проект, и люди не получат вознаграждения. Indigogo отдает вам любую сумму, нет никаких ограничений и нет установленной цели. Они позиционируют себя как Google краудфандинга. Это другой принцип – и вы можете выбрать, какой вам больше подходит. Я не думаю, что имеет смысл анонсировать свой проект на шести различных платформах, чтобы получить больше денег. Лучше сфокусировать усилия на одной кампании. Крупные сайты становятся международными, они задействуют все большее количество стран.
Многие проекты используют краудфандинг как первый раунд финансирования, а потом они ищут другие источники. Но, на мой взгляд, идея краудфандинга заключается в том, что вам не нужны никакие другие источники, если вы можете напрямую взаимодействовать с тысячами людей онлайн. Так работаю я – другие, возможно, не захотят вкладывать столько усилий в независимую реализацию своих идей. У меня скромные цели: я просто хочу реализовать свой проект, и взаимодействие с теми, кто хочет этот проект увидеть, – наиболее естественный для меня способ его осуществления на сегодняшний день. Я надеюсь, некоторые из вас сейчас находятся на этапе реализации собственных проектов, и я желаю вам успеха в том, чтобы взаимодействовать с вашей аудиторией напрямую.