Патентные тролли – очень хитрые и прожорливые животные. Фото: Gergy/Flickr.com
Давайте представим, что мы смотрим передачу «В мире животных». Привычным добрым голосом Николая Дроздова нам рассказывают: «Патентные тролли – очень хитрые и прожорливые животные. Ареал их распространения чрезвычайно широк, но самая крупная популяция обитает на североамериканском континенте, в районе Силиконовой долины, что в Калифорнии. Это неудивительно – они держатся поближе к источникам пищи. Питаются патентные тролли изобретениями. Если тролль чует изобретение (а нюх у патентного тролля замечательный) – иногда уже крупное, а чаще еще небольшое, но многообещающее, – он набрасывается на него, хватает и утаскивает в свое логово. Нередко тролли загоняют целые стада изобретений. В последнее время их популяция необычайно выросла. Благодаря обилию пищи они активно плодятся, становятся большими, еще более прожорливыми и опасными. Патентные тролли охраняются законом и не боятся человека. Все чаще они совершают набеги на фермы, где выращивают изобретения, и наносят таким образом большой ущерб хозяйству». Насколько большой – попытались подсчитать несколько сотрудников Бостонского университета. Получилось, что за последние 20 лет ущерб от действий компаний, которые называют «патентными троллями», составил колоссальную сумму – около $500 млрд, почти два годовых бюджета России. В последние годы аппетиты троллей растут, и с 2006 года мировая экономика ежегодно теряет около $83 млрд. В 2010 году тролли подали 2600 исков только против американских компаний – это в 5 раз больше, чем в 2004 году. О роли патентных троллей в экосистеме инноваций спорят давно, но все же почти повсеместным является мнение об их чрезвычайной вредности. Они сами, как правило, ничего не производят и зарабатывают деньги на том, что некоторые назовут вымогательством. Скупая права на патенты у маленьких фирм или на аукционах по результатам банкротств, они позже подают в суд на компании, которые, по их мнению, используют технологию, патент на которую принадлежит им. Иногда и сами «изобретают велосипед», патентуют и идут в суд. Часто подают иски сразу к множеству организаций. Один жирный тролль по имени Gooseberry Natural Resources недавно заявил, что он обладает патентом на новостной интернет-сайт. И подал иски к множеству наиболее раскрученных информационных порталов. Среди жертв этого хищника – Techcrunch и Yahoo. Не менее жирный тролль GeoTag, заручившись вот этим патентом, подал в суд, кажется, на всех – от компании Yellow Pages, давшей название одноименным справочникам, до Starbucks и Pizza Hut. Кормить патентных троллей приходится практически всем нам. Если вы не видели их даже в «Мире животных» и вовсе не подозревали об их существовании, это не освобождает от дани. Ведь компаниям-производителям приходится выплачивать роялти и компенсации троллям – и впоследствии, конечно, все это входит в конечную стоимость продукта, который мы покупаем. Допустим, Apple в конце прошлого года окончательно проиграла в суде еще одному троллю – Mirror Worlds – больше $600 млн. Спор касался технологий, применяемых в iPhone, iPod, компьютерах Mac. Соответственно, каждому владельцу гаджета от Apple пришлось внести свою лепту в кормление наглого животного. Похожая история с троллем i4i, который засудил Microsoft за ее офисный пакет программ. На каждого всемирно известного производителя найдется свой тролль – и не один. Понятно, что производители тоже не лыком шиты и порой ведут себя хищнически, устраивая настоящие патентные войны. Корпорация Apple, к примеру, тоже решила запатентовать все на свете, а ее основатель лично развил огромную активность в этом направлении. Но они хотя бы используют патенты по назначению, и вообще, во многом такая активность – следствие троллинга со стороны паразитов. Далеко не все иски компаний-паразитов оказываются успешными для них. Скорее наоборот, чаще они дела проигрывают. Но здесь как в венчурном бизнесе – одно удачное вложение может окупить 100 неудачных. Патент, приобретенный за несколько тысяч долларов, позволит выбить из крупных производителей сотни миллионов. Отличный бизнес! За последние годы он принес троллям десятки миллиардов долларов. Десятки но не сотни? Откуда же исследователи из Бостона взяли $500 млрд? Они решили, что рассчитывать потери только по сумме роялти и штрафов неправильно (тем более, что эта информация далеко не всегда доступна). Ведь помимо явных финансовых проблем тролли провоцируют проблемы организационные, затрудняют внедрение новых технологий… Допустим, Microsoft не договорилась с троллями по-хорошему и вынуждена была «резать» функционал своих приложений под угрозой запрета их распространения. Как посчитать такое влияние? Авторы исследования решили полагаться в этом на рынок. То есть на его реакцию после того, как стало известно о результатах суда. Инвесторы, получив информацию, закладывают в цену акций новые риски и новые проблемы, связанные с поражением компании в суде, закладывают цену нереализованных продуктов. Исследовав несколько тысяч случаев, вычленив из колебаний курса акций обычный фон и взяв только реакцию на новость, исследователи по изменению капитализации компаний-жертв и подсчитали ущерб от троллей. Не самый точный метод, скажем прямо, но другого пока не придумали. Огромная разница между теми деньгами, которые тролли выбили из производителей, и той суммой, в которую оценивается общий ущерб, по мнению авторов исследования, – это урон инновациям в целом. Сотни миллиардов долларов – это нереализованные идеи, несозданные продукты, недоработанные гаджеты. Собственно, это тоже наши с вами потери. И это при том, что в судах использовалась пока только ничтожная часть патентов, принадлежащих организациям-паразитам. К примеру, самый жирный из известных троллей – Intellectual Ventures – обладает ориентировочно 15 000 патентов (сравнимо с базой корпорации Motorola), о которых все остальные предпочитают даже не думать, зная, сколько тролль запросит за право их использовать. И никто никогда не посчитает потери от того, что множество интересных идей просто лежат мертвым грузом в логове наглых троллей.