Фото: REUTERS/Bobby Yip

Так уж получается, что презентации новых флагманских моделей телефонов – что от Apple, что от Google – не соответствуют уровню ожиданий публики. От Apple ждали совершенно нового аппарата, а получили качественный, но все-таки апгрейд. От Google ждали какого-то совершенно невероятного сверхтелефона, новой вехи в технологии, ждали прорыва, связанного с выходом новой версии Android. В итоге же получили качественный мощный аппарат, но и не более того. Новинка ничем не удивила.

Конечно, экран нового Nexus очень качественный, возможно – лучший на рынке. Конечно, новая версия ОС предлагает некоторые интерфейсные улучшения. Но, по сути, ни одна из принципиальных угроз, стоящих перед Google, не устранена, а значит, сам по себе на соотношение сил на рынке ни новый аппарат, ни новая ОС вообще не повлияет.

Конечно, немного улучшено взаимодействие с пользователем, но лишь косметически. И даже где-то в виде карго-культа. Разработали свой собственный шрифт для интерфейса, ничего, что не слишком уместный, зато все как у взрослых. Провозгласили даже парадигму, согласно которой будет выстраиваться интерфейс пользователя. Жаль от этого он более целостным не стал и все так же напоминает местами дизайнерский кошмар, в котором смешано несколько стилей и шрифтов, местами стало даже хуже – ведь еще один стиль добавился. По качеству интерфейса принципиальных изменений нет. Сделали унифицированную ОС для планшетов и телефонов. Только вот планшеты от этого лучше продаваться не станут: не берут их потому, что нет на них ни контента, ни приложений – поскольку выстроить собственную качественную инфраструктуру так и не удалось. Так что, вероятно, все эти новшества на продажах Android не отразятся никак. Телефоны как покупали, так и будут покупать, а планшеты как пылились на полках, так и будут пылиться.

Вызовы, стоящие перед компанией, при помощи одного, пусть и неплохого, аппарата, новой версии ОС и шрифта не решить. 2012 год выдастся для Google, в частности – для Android – неспокойным. Во-первых, похоже, компания и партнеры всухую проигрывают в судах дела о нарушении прав на интеллектуальную собственность. Это может, в свою очередь, повлечь назначение отчислений с каждой поставленной копии ОС в пользу правообладателей, что сделает ее окончательно небесплатной и снизит ее конкурентоспособность на рынке.

Во-вторых, каким-то образом надо интегрировать в состав компании приобретенного гиганта – Motorola. Google изо всех сил пытается убедить партнеров, что не будет делать собственному аппаратному подразделению никаких преференций – недаром презентация собственного суперфона Motorola прошла накануне представления Nexus, и при этом мотороловский телефон работает на более старой версии ОС – сигнал ясен! Однако, если есть необходимость посылать такие сигналы, значит есть и настороженность, которую приходится адресовать.

И наконец, возможно, главная угроза исходит от собственного детища – Android – но в исполнении не Google, а Amazon. Новый планшет Amazon Fire, без сомнения, рекордно быстро завоюет нижний сегмент рынка, став вторым успешным компьютером в этом формате после iPad. Ведь он позволяет пользователю именно то, чего сертифицированные Google-планшеты до сих пор так и не научились делать – получать доступ к разнообразному контенту с минимальными затратами – как душевными, так и финансовыми. Это большой удар по планшетам на сертифицированных операционных системах от Google. Более того, как только платформа наберет популярность, она сразу же заинтересует программистов и именно под нее, а не под официальные решения от Google, начнут разрабатывать приложения. Это означает, во-первых, потерю разработчиков, во-вторых, потерю рекламного рынка (поскольку решение от Amazon будет собирать данные пользователей только для Amazon) и, наконец, невиданную доселе фрагментацию платформы: появится клон Android, который (в данном форм-факторе) будет популярнее самого Android.

При этом доля Android на рынке смартфонов, возможно, уже близка к своему пределу: слишком она велика, далее такими темпами расти просто невозможно. Кроме того, в конце года Microsoft предпримет новую агрессивную попытку выхода на рынок, на этот раз с Windows Phone 7 и с поддержкой тяжелой артиллерии в лице Nokia (новые аппараты, вероятно, представят на следующей неделе). Этот дуэт потенциально способен отобрать у Android до 10 процентов рынка. 

Год выдастся непростой для Android. И это как раз тот случай, когда будущее компании находится почти целиком в ее руках. Безусловно, в данном случае внутренние факторы куда важнее внешних, и Google сам себе лучший друг и враг. От того, сможет ли компания отстроить, наконец, качественную экосистему, добиться большей целостности собственных решений и, наконец, сохранить и укрепить отношения с партнерами, и зависит будущее платформы в ближайшее время.