Сегодня мы знаем о потенциальном составе правительства РФ после выборов президента в 2012 году немного: Дмитрий Медведев займется в составе правительства вопросами модернизации (вероятнее всего, в ранге премьер-министра), и оно будет в значительной степени обновлено. Какие факторы могут повлиять на кадровый состав Кабинета министров? 


Фото: ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников

В первую очередь, это итоги выборов в Государственную Думу 2011 года и результат на них «Единой России», список которой возглавил Дмитрий Медведев. Чем выше результат партии власти, тем больше вероятность того, что именно экс-президент возглавит правительство и что в его составе появятся представители партии.
Не исключено, что если «единороссы» не получат конституционного большинства в одиночку, правительство будет коалиционным. Ранее на роль потенциального партнера «единороссов» рассматривалось «Правое дело», однако после ухода Михаила Прохорова шансы этой партии на преодоление барьера, и так незначительные, стали мизерными.
В частности, теперь Кремль может сыграть в гальванизацию «Яблока». Вариант коалиции «Единая Россия»–«Яблоко» был бы элегантным. Например, Григорий Явлинский интересно смотрелся бы на посту социального вице-премьера. Правда, тут возникнет интересная коллизия. Целый ряд бывших «яблочников» (самый видный из которых – глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев) уже вмонтирован в правяущю элиту. Однако следует заметить, что экс-«яблочники» во властных структурах сегодня находятся в орбите влияния вице-премьера Игоря Сечина, отношения которого с окружением Дмитрия Медведева далеки от теплых.
Также, учитывая тот факт, что неплохие шансы на прохождение в Госдуму сохраняет «Справедливая Россия», я бы не исключал участия в коалиции и этой партии. Поскольку темой недавней встречи Владимира Путина и Сергея Миронова была Арктика, я не исключаю, что эсеры, начинавшие как «Партия жизни» с экологической проблематики, получат в правительстве портфели, связанные с экологией.


Игорь Сечин и Владимир Путин. Фото: ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов

Второй фактор – это фактор личных клиентел. Думаю, что значительная часть тех людей, которые перешли с Владимиром Путиным из Администрации президента в правительство, теперь может совершить обратный маневр или перейти на работу в корпоративный сектор. В первую очередь, это касается Игоря Сечина (скорее корпоративный сектор) и Дмитрия Пескова. Возможно, что Сергей Нарышкин, неплохо сработавшийся с Дмитрием Медведевым в Администрации президента, перейдет вслед за ним в правительство. Также из тех фигур, которые могут переместиться из администрации в правительство, можно назвать Наталью Тимакову (на позицию, которую сегодня занимает Дмитрий Песков) и Аркадия Дворковича (например, на минэкономразвития). Из действующих министров наибольшие шансы сохранить свой пост у ученика Медведева, министра юстиции Александра Коновалова. Также потенциальные кандидаты на повышение из числа медведевцев – глава контрольного управления Администрации президента Константин Чуйченко и полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Николай Винниченко.


Виктор Зубков и Сергей Шойгу. Фото: ИТАР-ТАСС/ Иван Журавлев

Третий фактор – это возможность и необходимость более широкого кадрового размена, включающего в себя контроль над судебной ветвью власти (где позиции ставленников Медведева наиболее сильны), правоохранительными структурами, госкорпорациями, институтами развития, парламентскими комитетами, реформируемой «Единой Россией» и губернаторским корпусом. Особую значимость в этом размене приобретает парламент, куда могут реально уйти из правительства такие сильные фигуры, как Виктор Зубков и Сергей Шойгу (фамилии которых называют в числе претендентов на пост спикера Госдумы). А наиболее интересная тема – это получит ли премьер-министр контроль над силовиками.
Похоже, что идея «большого правительства», высказанная Дмитрием Медведевым, как раз и ставит своей целью создать систему синекур для чиновников, потерявших действительно серьезные посты (вице-премьеров, министров, губернаторов).


Юрий Ковальчук. Фото: Михаил Разуваев/Коммерсантъ

Четвертый фактор – лоббизм крупных бизнес-групп, выстроивших неформальную структуру влияния на органы власти. К примеру, группа банка «Россия», возглавляемая Юрием Ковальчуком, имеет серьезнейшее влияние на министерство образования и науки, Росатом, Академию наук. И если произойдут кадровые перестановки, они неизбежно повлияют и на межклановый баланс.


Игорь Шувалов. Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Пятый фактор – это структура нового правительства, которая неизбежно будет серьезно изменена. Правительство Путина было правительством сильных вице-премьеров, среди которых выделялись Алексей Кудрин, Игорь Сечин, Виктор Зубков, Игорь Шувалов, Сергей Собянин (до ухода в московскую мэрию). Из числа названных фигур пока наибольшие шансы на сохранение в правительстве имеет Игорь Шувалов, возможно, в ранге единственного вице-премьера. Возможно, что новый премьер вернется и к вопросу об эффективности выделения из министерств агентств и возможному пересмотру административной реформы Дмитрия Козака. Если говорить о силовых структурах, то возможно возвращение к идее о создании единого Следственного комитета (тем более, что она была завялена и в программе «Общероссийского народного фронта»).


Андрей Фурсенко и Виталий Мутко. Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Шестой фактор – это уровень популярности отдельных министров. Наиболее легко будет расстаться с такими раздражителями, как Андрей Фурсенко, Виталий Мутко. Самая проблемная отставка с точки зрения общественного мнения – это уход бессменного министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу. Но только отставка Шойгу, который оставался бессменным министром на протяжении 20 лет, будет реальным сигналом, что обновление правительства действительно состоялось.


Фото: ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Астахов

И, наконец, last but not least, это состояние кадровой скамейки. Обширной команды у Дмитрия Медведева нет. Потенциальный ресурс – это президентский кадровый резерв и резерв «Единой России». Не удивлюсь, если на первом этапе председатель правительства пойдет по самому простому пути – делегирования на министерские посты действующих заместителей, как это уже произошло с назначением Антона Силуанова и.о. министра финансов, или руководителей подведомственных ГУПов. Другой источник кадров – это губернаторы и их замы.
Могу сказать, что некоторые бизнес-группы уже начали формировать пулы лояльных им федеральных и региональных чиновников, которые могли бы поучаствовать в неформальном конкурсе на замещение министерских постов.