В рамках проекта «Академия наук» Slon совместно с клубным офисом Cabinet Lounge провел лекцию «Красота: мифы и источники вдохновения», которую прочитала искусствовед, куратор, создатель и директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. Она рассказала о самых любопытных выставках Восьмой Московской международной биеннале: Slon публикует фрагменты этой лекции.
Тема Восьмой Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии» – «Красота: мифы и источники вдохновения». Понятно, что наши представления о красоте изменчивы, как изменчив мир вокруг нас. Даже внутри сегодняшнего времени мы живем в разных внутренних временах и состояниях. Во многом это определяет и наши эстетические представления, специфика которых заключается в нестатичности, постоянном изменении в зависимости от того, как мы сами себя понимаем.

Красота – суггестивное оружие массового поражения, и сегодня оно обладает колоссальной мощью, которой мы почти не в состоянии противостоять. Сейчас весь мир ищет некую новую идею, если хотите, утопию. Дело в том, что после того, как в 1989 году рухнула Берлинская стена, стало понятно, что человеческая природа везде абсолютно одинакова – на всех континентах, во всех культурах. Это очень точно сформулировал шестидесятник, замечательный поэт Андрей Вознесенский после своего первого визита в Америку в глухие советские годы: «Идиотов бы поубрать вдвойне – и в твоей стране, и в моей стране». 

http://www.youtube.com/embed/SAYg94AMNgo

Мир, который соблазнял нас тем, что мы не знаем, стал абсолютно транспарентен, глобален, и мы потеряли смысл жизни. Если взять последние 25 лет – то это время, когда бизнес, медиа, мода плотно работают над нашим сознанием, внушают нам мысль, что мы постоянно должны быть на волне удовольствий. Я расскажу о нескольких проектах нынешней биеннале, которые имеют определенную модернистскую установку на вечность, когда художник сознательно или бессознательно жил с ощущением, что жизнь есть служение будущему. Вот это ощущение мы сегодня потеряли, потому что нам говорят – наслаждайтесь сейчас, ублажайте себя сейчас, живите сейчас, не думайте о том, что будет завтра. Это мировосприятие прямо влияет на культуру и наше представления о прекрасном.