В середине июля в центре Digital October состоялась лекция «Воспоминания о ядерной эре — Лос-Аламос». Рой Глаубер, лауреат Нобелевской премии и профессор Гарварда, попавший в проект «Манхэттен» восемнадцатилетним студентом, рассказал о своем участии в ядерных исследованиях, о жизни «Манхэттена» изнутри и о людях, создавших бомбу. Slon публикует сокращенную версию лекции.
То, что я хочу рассказать, — лишь небольшая часть истории, результаты которой вам хорошо известны. Это мой личный опыт, мои наблюдения. Я поступил в Гарвард в 1941 году. Тогда говорили, что некоторые учебные дисциплины преподаются в последний раз, потому что вся профессура переходит к работе над военными проектами, и уже на третий год я начал изучать продвинутые курсы по математике, вообще-то предназначенные для аспирантов.
Мне тогда исполнилось 18, возраст, в котором в Америке забирают в армию. Армия была известна тем, что людей в ней определяли не на подходящее им место, а как получится, и я подумал, что смогу принести намного больше пользы в науке. В те времена нужно было заполнять анкеты, где мы указывали, что умеем делать, и я перечислил все пройденные курсы. К моему удивлению через три недели меня вызвал мужчина, одетый во все черное, завел в какую-то темную комнату и заставил заполнить анкеты по вопросам безопасности, как он их назвал. Но что я мог написать? Прошлого у меня не было, адресов никаких сообщить я не мог.