Как только персонаж Мr. Freeman появился в интернете, сразу же обрел бешеную популярность. Его едкая критика общества потребления породила споры, а новых серий многие ждали как откровения. В конце августа в рамках проекта «Киноизнанка» в Moscow Film School прошел мастер-класс «Mr. Freeman: история одного персонажа», на котором автор идеи проекта Павел Мунтян и создатель графической концепции персонажа и режиссер Владимир Пономарев рассказали, как и зачем был создан Mr. Freeman и стоит ли слепо следовать его заветам.
Павел Мунтян, автор идеи проекта Mr. Freeman
Мы запустили проект Mr. Freeman, потому что очень хотелось выплеснуть накопившееся, передать свой опыт. Были разные варианты дальнейшего развития, от чистого троллинга до фейков. Но это все было развлечение, а вылился проект в итоге в нечто серьезное.
С ним никогда ничего не получалось по сценарию. Мы тысячу раз пытались сделать график выхода серий – ничего не работало. Все происходило тогда, когда нужно. И Mr. Freeman с его, с одной стороны, простотой и троллингом, а с другой – глубиной, которая будто сама в него вкладывалась, воздействовал на человека, заставлял его «качаться». Mr. Freeman не учил, не объяснял, не задавал вопросов и не отвечал. Его главная задача – раскачать человека.
Но у всех же есть потребность в поиске вселенского смысла, и люди часто находили то, чего мы не вкладывали. Например, на «Лурке» расшифрованы загадки Mr. Freeman. И многие из этих расшифровок нам очень понравились: мы и не знали, что зашифровали такое!
Не ищите скрытого смысла там, где его нет
Владимир Пономарев, создатель графической концепции персонажа и режиссер проекта Mr. Freeman
Иногда мы делали совершенно фейковые вещи. Не придумывается, я решаю: «Ой, нарисую первое, что придет в голову». Потом аниматору даю, он: «А можно я еще тут подрисую?» – «Да пожалуйста!» А потом на форуме – целые битвы, люди начинают мерить какие-то точки, складывать. Я аниматора вызываю, говорю: «Ой, мы с тобой, оказывается, такие умные!»
Знаете, по сети ходит картинка, там экскурсовод говорит: «Художник хотел на этой картине при помощи синих занавесок рассказать судьбу барышни», а рядом стоит художник: «Блин, я просто хотел нарисовать синие занавески!»
И в современном искусстве очень много голых королей, которым люди боятся об этом сказать и продолжают хвалить. |
Поэтому в Mr. Freeman зашито определенное количество шуток, направленных на то, чтобы зрители съедали их, между собой дискутировали, и лишь единицы могли понять, что король-то голый. Нам интересны в первую очередь именно эти люди.
Мы раскрылись и сказали, что проект Mr. Freeman делаем именно мы, когда пошел непонятный фанатизм, когда люди начали орать: «Mr. Freeman, ты наш король! Веди нас за собой!» Ну это вообще чушь, ребята! Это нарисованный анимированный человечек! Мультик! Он говорит какие-то вещи, и все начинают: «Да, мы пойдем за тобой! Ты пророк!» Но никто не видит голого короля, и в какой-то момент это даже стало страшным. Поэтому мы открылись, чтобы сказать: да, это мы делаем. И, если есть какие-то вопросы, задавайте их нам, а не анимационному человечку.
А при этом Mr. Freeman начинают уже воспринимать как реального человека: Mr. Freeman то сказал, это сказал. Ему пишут письма. Паша вот их все читает, а я так не могу. Прочитал два письма и сказал, что никогда больше не буду. Люди создали себе кумира, молятся на него.
Какой же уровень шизы, если мультик управляет людьми. Вы подумайте: мультик! |
Я всегда завожусь, когда мне говорят: «Вот вы делаете мультики, чему они учат наших детей?» Детей должны учить родители, а не телевизор! А то получается, как в фильме «Четыре комнаты»: «Пойдем погуляем?» – «А как же дети останутся одни?» – «А они не одни, они с телевизором».
Чебурашка? Который жил в телефонной будке? «А давай ты будешь работать рекламой, будешь жить в телефонной будке», – говорил ему продавец. Это же маленький гастарбайтер, приехавший в Москву! |
«Бонифаций»? Там бабушка с усами, на что они намекают? Чему учат детей? «Карлсон»? Ох… «Карлсон»!
Любой мультик можно рассмотреть с такой позиции и спросить, чему же он учит ребенка. Не должен телевизор учить детей. Телевизор может только привить или разрушить эстетический вкус. Учить должны родители.
Для чего же создан Mr. Freeman?
Павел Мунтян
Нам очень не хотелось платить «налог на бессмысленное». А Mr. Freeman как раз тот персонаж, который показывает, что «налог на бессмысленное» – вокруг нас. Это когда социокультурные, политические, экономические и другие процессы останавливают возможности нашего развития. Простой пример: Никола Тесла сто лет назад придумал способ беспроводной передачи электричества, но этот проект зарубили магнаты, занимающиеся телеграфной связью. Вот это и есть выплата «налога на бессмысленное». То же происходит и в случае с электромобилями, электронными учебниками, было с 3G-связью в Москве, когда ее не хотели вводить, потому что где-то в столице был завод подводных лодок, который работал на частоте 3G. В Москве. Завод подводных лодок. Из-за которого мы одними из последних в России стали пользоваться 3G-связью. Представляете?
«Налог на бессмысленное» пронизывает всю нашу жизнь, а задача Mr. Freeman – показать это, заставить людей видеть чуть больше того, что дают с экрана телевизора.
Владимир Пономарев
Существует теория о том, что у каждого человека есть свой набор призм, через которые он видит мир. Чем больше опыта, тем больше призм, и человек начинает смотреть на вещи через огромное количество штампов и предубеждений. Mr. Freeman пытается сломать призмы и заставить посмотреть на вещи прямо, увидеть их такими, какие они есть.
Mr. Freeman говорит: люди, освободитесь, думайте сами, своей головой, никто не должен вами управлять, в том числе и Mr. Freeman.
Из зала
Но все, что он говорит, это же правда!
Павел Мунтян
| Mr. Freeman – это Капитан Очевидность. |
Мне очень нравится, Лао Цзы говорит: «Путь в тысячу ли начинается с первого шага». Елки! Молодец! Возьмите любого философа, там сплошной Кэп. Конфуций все, что ни сказал, – сплошной Кэп.
Вот так же и с Mr. Freeman. Он говорит: «Вот пол, он плоский». И все: «Ой-ё, плоский пол!»
Владимир Пономарев
Тут вопрос еще в том, как подать. Можно так: «Ой, знаете, тут пол плоский...» А можно: «Блин! Смотрите! ПЛОСКИЙ ПОЛ! Обалдеть! Плоский пол!» И все, все начали суетиться. Это очень легко и быстро работает.
Нам же хочется, чтобы человек не зависал над тем, про проституток этот мультик или про онанизм, а начинал мыслить на другом уровне, когда ему не важно, про что говорилось в серии, он просто ловит ее энергию и трансформирует в свои клевые решения и идеи.
Павел Мунтян
И к нам приходит много людей, которые говорят: мы сделали то, мы сделали это. Они не просят помощи, не просят: «Mr. Freeman, дай нам денег, знаний, научи нас!» Они говорят: «Пацаны! Спасибо вам большое!» – и все. Это самая большая награда, какая может быть.