
Вопрос, вынесенный в заголовок этого текста, или его вариации рано или поздно слышат все родители. И ответ на него лучше подготовить заранее – такой, чтобы ребенок не только все понял, но и заинтересовался, смог пересказать услышанное коллегам по песочнице или одноклассникам. Врачу несложно объяснить, что он «лечит людей», а преподавателю – что он людей учит. А как быть тем, чьи профессии не так очевидны и понятны детям? Slon узнал об этом у бизнесменов, банковских служащих и работников медиа.
«Совсем маленьким детям я говорю, что работаю за компьютером. Тем, ко постарше, рассказываю, что стараюсь купить подешевле и продать подороже. А старшие уже довольно хорошо понимают процесс, мы иногда обсуждаем с ними какие-то тонкости рынка. И я даже брал их на работу. Но, в целом, все-таки все сводится к тому, что на работе я ищу что-то подешевле, а продаю подороже. Что конкретно ищу и продаю? Не знаю, насколько младшим доступно абстрактное мышление, но они в курсе, что есть такая мифическая вещь, как акция. Пока интереса у них к этому нет, но логику процесса они понимают хорошо».
Но мне кажется, что одними рассказами о своей работе не стоит ограничиваться. Раньше существовала такая традиция: люди водили своих детей на поклон к великим современникам, чтобы они могли через 50 лет своим внукам рассказывать, что застали вживую такого-то и такого-то титана. И это очень важно, я считаю – видеть великих людей своего времени. Я например, в свое время успел застать на мехмате лекции Колмогорова и других великих, что трудно переоценить».
отношениям X5 Retail Group
«Мои дети уже выросли и, слава богу, не спрашивают, чем я занимаюсь на работе. Но у меня был забавный период, когда я работал в разведке. Я объяснял, что я журналист или кто-то еще... А потом, когда моя старшая дочка вдруг каким-то образом узнала (кто-то ей сказал) правду, это стало для нее огромным потрясением: обычный папа – и тут... елки-палки! Под большим секретом, закрывшись в ванной комнате, она сообщила это младшей сестре, но та была еще в юном возрасте и ничего не поняла».
Воспитывает 20 детей, своих и приемных.
«Первые вопросы о том, что я делаю, я стал получать от детей примерно в трехлетнем возрасте. Обычно диалог выглядит так:
– Папа, ты куда поехал?
– На работу.
– А что ты делаешь?
Я говорю, что деньги заколачиваю, и делаю жест – как будто у меня молоток в руках. Наглядность обычно помогает, и они потом друг другу рассказывают и показывают. Что любопытно, однажды я попытался таким же образом объяснить суть своей работы гувернантке из Англии и использовал выражение «hammering money», но в отличие от детей, она меня абсолютно не поняла.
Когда дети подрастают, я стараюсь их брать на день к себе в банковский офис. Это довольно сложный эксперимент. Полдня они ведут себя спокойно, потом им становится скучно, и моим помощникам приходится их как-то развлекать. Но какое-то представление о моей работе все равно получают: это достаточно сложно, но с другой стороны, полезно. Я вообще считаю, что в воспитании должно быть меньше мифологии. А работа родителей для детей – это что-то из области мифологии. И чем раньше они начинают осознавать реальное положение вещей, тем лучше».
«Дети – понятие расплывчатое. Младшие ничего не знают и ни о чем не спрашивают, на работу я их не брал. Но они знают, что папа постоянно зачем-то ковыряется в компьютере и что-то пишет. Это максимум. Подозреваю, что они не видят связи между журналом, который периодически валяется на кухне, и тем, что я куда-то хожу на работу. Старший знает все, его круг интересов совпадает с тем, чем я занимаюсь. Он постоянно пытает меня расспросами («Кто приедет на Пикник «Афиши?», «А что с митингами?», «А когда выступит такая группа?», «Что будет на обложке в следующем номере?») и торчит у меня на работе. Если младшие начнут интересоваться, для начала покажу интернет, потом – статьи. А вообще, детям ничего не нужно объяснять, они все сами поймут».
совладелец кондитерской фабрики «Ацтек»
«Когда я занимался Sela, говорил детям, что «мы одеваем людей, даем возможность огромному количеству людей купить одежду по доступной цене». Дети видели нашу одежду везде: в школе, в магазине, в рекламе – и гордились этим. Спустя 20 лет, описывая строительный проект, я рассказываю детям, как это интересно, когда сначала ты видишь пустое поле, потом появляется техника, которая делает дороги. Заливаются фундаменты, поднимаются стены, крыши, а потом в дома заселятся люди. Они будут их обустраивать, засадят огород, будут бегать детишки – и вырисовывалась картинка семейного счастья. Ну а что говорить детям, когда ты имеешь непосредственное отношение к любимому всеми шоколаду или марципаном?.. Просто приносишь и угощаешь, вообще ничего не надо объяснять. Сейчас вдруг подумал, что никогда не рассказывал, что зарабатываю (или должен зарабатывать) деньги на этом... Может быть, надо это делать».
но работает на этой должности до мая 2012 года)
«Я не помню, чтобы дети что-то спрашивали – они часто бывают у меня на работе. Я им не объясняю, просто на работе говорю, что вот это место, в котором делают газету. И они эти газеты и журналы видят. Я не разделяю свою работу на разные составляющие – и они не разделяют тоже. Но мои дети – особенная статья. Они же герои моих заметок и знают об этом».
«Прежде всего, я предостерегаю детей от использования слова «банкир» – все мы, работающие в банках, являемся банковскими служащими. Служащий должен, в первую очередь, обслуживать клиентов и заботиться о них. Именно клиент – главное лицо в банке. А второй главный аспект, который я обсуждаю с детьми, состоит в том, что банковский служащий – и руководитель, в особенности – в меньшей степени занимается деньгами и в значительно большей степени – людьми. Это для того, чтобы с молодых ногтей дети учились взаимодействию с другими людьми, работе в команде, такту и взаимовыручке».
директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс»
медиадиректор компании SUP Media