Быть туристом в Москве – все еще сомнительное удовольствие: гостиничная инфраструктура устроена так, выбирать особенно не приходится. Номер в отеле стоит откровенно дорого: JLL Hotels предполагала, что в конце 2011 года цена на номер в пятизвездочном отеле Москвы составит 12 300 рублей, в четырехзвездочном – 5900 рублей, а в трехзвездочных – 4880 рублей. Конечно, можно, сэкономить и не селиться в «Национале», но тогда придется ночевать где-нибудь в общежитии в Восточном Дегунино, в обществе сомнительных соседей и тараканов под подушкой.

Теоретически, развернуть ситуацию в противоположную сторону могло бы появление недорогих хостелов в центре – и они появились. Пока что их число не слишком велико, но они постоянно открываются, и их количество растет. Последний – хостел Dom – открылся в конце января вблизи от метро «Курская». Slon поговорил с его создателем Константином Осинцевым и узнал, насколько сложно открыть собственный хостел в Москве, сколько это стоит, и есть ли перспективы у такого бизнеса. 



С чего начать и зачем?

«Жить в Москве просто негде. Если нужно где-то остановиться, есть всего два варианта: либо «Ritz Carlton», либо в Южном Бутове, причем и там, и там будет недешево. В Москве с туризмом туго, но те туристы, что едут в Россию, едут первым делом в Москву. Очевидно, что ниша экономичного жилья не занята, и на этом рынке можно многое сделать.
Наш бизнес начался случайно: появился инвестор, который хотел сделать что-нибудь в области гостиничного дела, а у нас была идея о недорогом отеле или хостеле в Москве. Мы начали обсуждать, нашли помещение, все просчитали – но и это вышло спонтанно. Хостел не был идеей, рожденной пять лет назад и долго вынашиваемой».

Как искать помещение?

«Вариантов в Москве не так много. Есть помещения, которые сдаются по льготным ставкам от города, стоят они достаточно дешево (город Москва владеет муниципальными помещениями и зданиями, этим управляет специальный фонд, помещения распределяются через конкурсы – стоят 4000 – 5000 рублей/ кв. метр в год). Но, как обычно, есть проблема – заключается она в хитрых посредниках, которые скупают такие помещения, а потом перепродают дороже. Мы попали как раз в такую ситуацию: выкупили права на льготную аренду помещения (целое здание) до 2030 года, но нам пришлось заплатить за это деньги, хотя аренда официальная – от города. То есть, нет каких-то суперлакомых условий, они вполне рыночные. Еще одна проблема заключается в том, что в столице просто мало площадей такого рода. Либо офисные здания, либо торговые. Мы выбирали из пяти-шести вариантов, разнообразия не было. В итоге, нашли помещение площадью 180 квадратных метров».

Про оформление документов

«Документы – это просто. Мы – обычная компания, как если бы валенками торговали. Естественно, есть дополнительные процедуры в рамках отношений по правам аренды с городом, есть пакет документов, который нужно подписать и оформить – это отнимает время, но в этом нет ничего особенного. С проверкой приходили пожарные, электрики – но у нас с нормами все в порядке. Нет никаких административных барьеров, на которые постоянно жалуются люди, – это мифы и легенды. Никаких взяток или шантажа, никаких кровавых историй не было. Может быть, это какое-то счастливое стечение обстоятельств. Вообще, вокруг постоянно слышны вздохи и страхи, что люди боятся чиновников, которые вставят палки в колеса...Наверное, у нас недостаточно крупный бизнес».

Про самое сложное

«Сложности? Я не с неба свалился, у меня своя IT-компания, есть опыт в сфере предпринимательства. Деловые вопросы не вызывают никакого страха и смущения – и в целом я бы не сказал, что это какая-то нервная и проблемная вещь. Сложности были, но не глобальные: со строителями, которые не хотели работать, например, но в итоге у нас подобралась хорошая команда. Был конфликт мнений: когда мы формировали концепцию хостела, думали о том, как мы будем себя позиционировать, как будем общаться с клиентами, какой у нас будет интерьер и сайт. В этот момент возникли разногласия с инвестором: мы отстаивали позицию, что мы будем молодыми, современными и европейскими, и не будем скатываться в накрахмаленные фартуки, подносы, – в то, что сейчас широко представлено в России в сфере услуг. У нас был риск, что мы превратимся не в хостел «Dom», а в SuperRussian Hostel. Но мы остались, слава богу, нормальными людьми».

Про инвестиции

На запуск мы потратили (покупка мебели, ремонт) – чуть больше 2 миллионов рублей. Ежемесячно оплатчиваем коммунальные счета, дальше – зарплата персоналу, у нас четыре администратора, они получают по 20 000 рублей в месяц, плюс зарплата уборщицы – 15 000 рублей в месяц, плюс налоги. Аренда в год: 4000 рублей умножить на 180 квадратных метров, а потом поделить на 12. Не могу сказать, что в голове есть какие-то цифры, да и доходов-расходов операционных пока нет. Мы заплатили за переуступку прав аренды, но я не могу сказать, сколько именно. Но точно знаю, что если взять эту сумму и льготную аренду, то выйдет просто рыночная стоимость аренды в Москве.

Про дизайн и оформление

Оформляя интерьер, мы ничего не копировали. Если бы делали это, то мне бы точно пришлось говорить не о 2 миллионах рублей, а о 20-ти. Короче говоря, отталкивались от собственных возможностей, сроков, жизненных регалий. Но нам есть куда стремиться.


Про маркетинг и продвижение

Люди узнают о нас через наши Facebook-странички, мы используем такую виртуальную медийность. Второй источник брони (и он основной) – это сайты для бронирования, например, Booking.com. Скоро подпишем договор с проектом «Островок.ру». Сайты обычно берут комиссию 10–15% с каждого номера (комиссию платим мы, если номер, например, стоит 1000 рублей, то мы за счет брони на Booking.com получим 900 рублей). Рассчитываем, что сайты принесут больше всего брони и ориентируемся в первую очередь на них. Скоро заработает и наш собственный сайт.


Про самоокупаемость

Уже сейчас мы начинаем выходить на штатный режим, с каждым днем все больше и больше бронирований. Через неделю-две хостел будет загружен на 60–70%. В общем, сейчас динамика хорошая. Если мы будем так работать и дальше, то через месяцев пять или шесть можно будет говорить о доходе.

Что сложнее всего?

Роман Сабиржанов, владелец Fabrika Moscow Hostel 
«Самое сложное – подобрать помещение, а потом придумать концепцию. Конкуренция растет, и быть заурядным хостелом невыгодно.
Проблемы возникают у тех, кто открыл хостел в жилом помещении – из-за жилого фонда: соседей, участковых... У нас проблем нет, мы в отдельном здании. Если честно, моему хостелу уже больше года, и с чиновниками никаких проблем никаких не было». 

Илья Шевченко, владелец хостела iVAN 
«У меня не здание, я арендую несколько квартир: это жилое помещение по договору найма – соответственно, другая юридическая форма. Найти помещение было сложно: объяснить солидным владельцам, что такое хостел, трудно, да и не готовы они к такой форме аренды, когда люди делают бизнес на твоем же помещении. Пока что никаких проблем или сложностей (мы открылись в начале декабря) со стороны проверяющих не было. Но я юридически подкован и в себе уверен, ничего не боюсь. 
Сложности пока что в том, что у нас overbooking. Приходят заказы с разных сайтов или источников, кто-то может просто позвонить и приехать через час. А еще (это решаемо), конечно, при совместном проживании люди могут испытывать дискомфорт, связанный с шумом. Считаю, что это тоже наши проблемы, мы даем людям кровать, но считаем, что нужно заботиться и о том, чтобы ввести какие-то правила и ограничения в поведении. А то приезжают взрослые люди, вдруг в 2 часа ночи начинают пить водку: 50% граждан России, которые селятся в хостелах, на самом деле делают это впервые или просто не учитывают, что живут с другими людьми. Приходится их воспитывать. А что касается экономической стороны дела, то цена аренды помещения в центре города высока: в итоге с трудом покрываются все расходы».