Фото ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский
Вчера Главная инспекция кредитных организаций ЦБ начала проверку «Вятка-банка». Председатель совета директоров банка Григорий Гусельников выложил подробности в своем твиттере. Проверяющих интересовали счета компаний, связанных с блогером Алексеем Навальным и губернатором Никитой Белых (список тут). В их числе — созданный Навальным Фонд борьбы с коррупцией, деньги в который перечисляли бизнесмены Александр Лебедев и Борис Зимин.
Slon не удалось выяснить у Гусельникова, участвует ли он сам в финансировании этого фонда: банкир торопился в Лондон, где у него также есть бизнес – управляющая компания G2 Capital Partners и новый маркетинговый проект Single, полгода назад Financial Times также сообщала о его инвестициях в лондонскую недвижимость. Тем не менее на несколько вопросов о произошедшем он все же согласился ответить.
⎯ Каковы цели проверяющих из ЦБ и масштабы проверки банка?
⎯ Сами проверяющие конкретных целей не называют, отмечая, что «руководством велено искать, а что именно мы пока не знаем». Поручение на проведение проверки во всех отделениях банка действительно до 16 марта. Деятельность банка на регулярной основе контролирует Кировское ГУ ЦБ, но и в Москве, и в Кирове действует Московское управление, что само по себе необычно. Непонятно, что 8 сотрудников ЦБ собираются изучать в течение месяца, например, в московском филиале, который был открыт 1 апреля и играет прежде всего представительскую роль, так как основная деятельность банка сосредоточена в Кирове и Кировской области.
Механизм проведения проверки нестандартный и это явная команда из Москвы на поиск чего-то особого, потому что регулярное рабочее взаимодействие «Вятка-банк» ведет с Кировским ЦБ, которому банк подотчетен, и 99% операций совершается именно там.
Мне уже рассказали, что руководству ЦБ не понравилось, что я сделал эту информацию общеизвестной, но я считаю, что это мой общественный долг. Мы должны определиться, в какой стране мы живем: в СССР, с развитой работой органов госбезопасности в связке с регуляторами, или в прозрачном обществе, где за свои слова и поступки отвечают не только небольшое количество бизнесменов, но и большое количество регуляторов, традиционно исходящих из презумпции виновности бизнеса. В конце концов, формально о конце свободы слова еще никто не объявлял.
⎯ Проверка связана с деятельностью банка или его клиентами?
⎯ Cегодня мы чувствуем себя очень уверенно: показатель достаточности капитала составляет 17,8% при требуемых ЦБ 10%. Собственный капитал банка — около 3 млрд рублей по МСФО — покрывает почти 40% вкладов населения. По структуре баланса, более 30% вложений в активные операции — вложения в ликвидные ценные бумаги, из них 15% — вложения в высоколиквидные бумаги из ломбардного списка ЦБ РФ.
При этом в материалах, которые нам удалось случайно подсмотреть в руках проверяющих у проверяющих, обозначены несколько клиентов банка, в частности «Фонд поддержки инициатив губернатора Кировской области», «Фонд борьбы с коррупцией» Алексея Навального.
⎯ Чем объясняется интерес к структурам, связанным с Алексеем Навальным?
⎯ Это нужно спросить у проверяющих или самого Навального.
⎯ Какие документы интересуют проверяющих, возможно, были изъяты?
⎯ Изъятия документов не было, по требованию ЦБ мы предоставили доступ к автоматизированной банковской информационной системе, аналитические данные о состоянии кредитного портфеля, внутренние документы и регламенты оценок риска и кредитных операций.
Если нужна выписка со счетов — позвоните, и мы ее пришлем. Организовывать для этого работу отряда проверяющих в течение месяца, пожалуй, излишне.
⎯ Как часто надзорные органы проверяют банк?
⎯ ГУ ЦБ Кировской области проверяет операционную деятельность банка регулярно, последняя проверка проходила с мая по июль 2011 года и не выявила нарушений. Помимо этого 6 февраля нам поступило письмо из УВД Кировской области с просьбой предоставить сведения о деятельности банка в связи с заявлением из Законодательного собрания области. Как выяснилось позже, ЗС таких решений не принимало.
Надо понимать, что бизнес постоянно кто-то проверяет и количество проверяющих давно больше, чем количество проверяемых. И кто бы что ни заявлял, ситуация эта не меняется!
Так, в своем вчерашнем интервью РБК-daily руководитель Главной инспекции кредитных организаций Банка России Владимир Сафронов сказал, что ЦБ идет навстречу банкирам и увеличивает периодичность проверок: «Раньше мы обязаны были проверять кредитную организацию не менее одного раза в течение 19 месяцев. Сейчас эта периодичность — не менее одного раза в 24 месяца». Чувствуете тонкую разницу, 18 и 24 месяца? При этом «не менее одного раза» — никак не ограничивает возможность регулятора приходить гораздо чаще.
Государство за счет налоплательщиков содержит армии проверяющих, тогда как в ХХI веке почти у каждого есть доступ в интернет, где большинство данных открыты и прозрачны. Такое ощущение, что нам технологический прогресс вообще не нужен, а слово эффективность вообще из бранного лексикона. Берем количеством, а не умением и скоростью.
До тех пор пока нас будет кормить сырьевая рента, эта тенденция будет усиливаться. Вплоть до острой фазы кризиса, когда мы столкнемся с колоссальным процентом безработицы, которая сегодня носит скрытый характер из-за искусственной занятости населения в государственном секторе и госкомпаниях.
⎯ В своем микроблоге Вы написали об интересе проверяющих к счетам Фонда поддержки инициатив губернатора Кировской области, которые «до известного наезда» на него в ходе январского совещания у Путина никого не интересовали. Вы усматриваете в данной проверке политическую подоплеку?
⎯ Знаете, в мою работу не входит усматривать подоплеки или заниматься политикой. С известных времен я стараюсь держаться от этого подальше. Я вложил почти все свои деньги в этот банк, я персонально отвечаю за сохранность средств клиентов в «Вятка-банке» и меньше всего хочу участвовать в политических историях. Финансовые рынки в сложной ситуации. Неопределенность путей развития мировой экономики, быть может, наивысшая за последние сто лет. Необходимо предельно сконцентрироваться, чтобы качественно управлять рисками.
Ладно, нам приходится постоянно объяснять Центробанку, почему тот или иной актив хорош — как будто я где-то могу найти для них другую, отличную от российской экономику. Мы к этому привыкли и это, пусть и слишком формальный, но правильный процесс. Но постоянно находиться под прессингом презумпции изначальной виновности мы не можем. Как известно, проблемы можно найти даже у фонарного столба — было бы желание.
Я близко и часто общаюсь с Никитой Белых, и, на мой взгляд, он является образцом сочетания компетенции, самоотдачи и порядочности во власти. Он работает 20 часов в сутки и заранее знает, что не получит за это даже благодарности. Мы тоже хотим спокойно работать. Если кто-то очень умный знает, как работать лучше, мы готовы взять его на работу немедленно! Но, к сожалению, кадры сегодня текут в обратном направлении — из коммерческого сектора в государственный. Там доходы выше, а ответственности меньше. Но мы все равно будем работать больше и надеяться, что нас «минует пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».