Начинающие (и не только) предприниматели часто ищут ответы на волнующие их вопросы и вдохновение в деловой прессе, умных учебниках и трактатах бизнес-гуру. Но иногда ответы на вопросы стоит искать в менее очевидных, хотя и доступных каждому источниках знаний. Вот, например, загляните в шкаф и возьмите любую детскую книжку. Уверяю, там вы найдете немало интересного о бизнесе, менеджменте, эффективных продажах и маркетинге.
Однажды летним теплым днем маленькая шведская девочка Эстер нашла дохлого шмеля и, в отличие от обычных девочек, не расстроилась. Эстер рассказала об этом событии своему другу, они вырыли ямку и шмеля похоронили. Позже, когда к ним присоединился брат Эстер Пютте, они, осознав, что мир полон покойников, организовали похоронное бюро ОАО «В добрый путь»: начали хоронить животных за 10 крон. В стоимость вошла услуга по уходу за могилкой.
Детская шведская книжка с таким сюжетом действительно существует. Написана она явно для того, чтобы рассказывать детям трех-четырех лет о том, что все живое на земле когда-то умирает.
К тому, как авторы (Ульф Никсон и Эва Эриксон) объясняют это, можно относиться по-разному, но вот закрыть глаза на то, что книга-то на самом деле не только про смерть, но и об основах предпринимательства, нельзя.
Принято считать, что предприниматели – совсем не книжные герои, и ничего хорошего про них не напишут. Уж не знаю, может, у нас разные библиотеки – читая своей дочери сказки, я не раз приходила к выводу, что в детской литературе основы предпринимательства объясняются не в пример лучше серьезных бизнес-книг.
Эстер – дерзкая (и смелая: сама роет могилы, раздает наставления «С клиентом надо быть приветливым и надежным!») – лидер и идеолог; главный герой – креативный директор (к ежедневным похоронам – по трагическому стихотворению); а самый младший и боязливый, Пютте, – этакий менеджер среднего звена во время испытательного срока. Робкий, потому что неопытный. Чем не история начинающих стартаперов?
А вот в рассказе француза Гектора Мало «Без семьи» объясняются вещи посерьезнее. Главный герой, разыскивающий своих родителей, становится очевидцем того, как глава семейства попадает в тюрьму из-за невозможности выплачивать кредит. Акен, говоря современным языком, предприниматель: у него свой парник, своими силами («для этого требуется особое умение») он выращивает астры, фуксии, олеандры, а потом потирает руки и говорит: «У нас будет хорошая выручка». До сбора, жаль, дело не доходит: парник разрушают град и ветер, Акен – банкрот. Автор объясняет, что десять лет тому назад предприимчивый папаша взял в аренду сад и выстроил дом. А тот, кто дал участок в аренду, выдал еще и кредит на покупку инвентаря. Прошло уже 10 лет, но из-за задержек по платежам (виновато стихийное бедствие) погасить он его не смог и обанкротился. «На следующий день после того, как не был внесен очередной платеж, к нам явился человек, одетый в черный костюм, и предъявил Акену какую-то бумагу. Это был судебный исполнитель... Я со страхом думал о суде... Однажды вечером Акен вернулся еще более расстроенный, чем обычно: « Все кончено, дети! Денег у меня нет, а продажа имущества не покроет моего долга. Поэтому мне придется сесть в долговую тюрьму и пробыть там пять лет». В общем, начиная новый бизнес, не забывайте страховать его (и себя) от возможных рисков и непредвиденных обстоятельств.
К «Незнайке на Луне» можно относиться по-разному (вряд ли многие питают к книге особую страсть – она была написала в середине 1960-х годов в качестве сатиры на капитализм), но и в ней сыщутся примеры, которые могут пригодиться. Вот история про правильное управление, а может даже – про грамотный рекрутинг: «С общего согласия Незнайка был назначен кассиром, Мига – казначеем, а Жулио – председателем. Обязанностью кассира было сидеть в конторе и продавать акции, обязанностью казначея – хранить вырученные от
продажи деньги, а обязанностью председателя – назначать заседания акционерного общества для решения неотложных вопросов... Незнайка вспомнил о Козлике и сказал, что хорошо было бы и для него придумать какую-нибудь должность. Мига сказал, что Козлика можно назначить швейцаром, но против этого возразил Жулио, который сказал, что швейцара иметь при конторе необязательно и лучше назначить Козлика рассыльным. Мига не согласился с этим и сказал, что
рассыльному нечего будет делать в конторе, так как его некуда будет посылать, в то время как швейцар нужен для престижа, то есть для пущей важности: сразу будет видно, что контора солидная и никого надувать не собирается. Жулио сказал, что рассыльный тоже нужен для престижа, к тому же кто-нибудь может позвонить в контору по телефону и попросить доставить акцию на дом, если же никто звонить не станет, то можно будет посылать Козлика за газетами, за лимонадом или за какими-нибудь другими покупками (похоже на жизнь?). Спор разгорался все больше и больше. Жулио стучал по столу кулаком, кричал, что он председатель и с его мнением должны считаться, а Мига кричал, что он казначей и не намерен выбрасывать деньги на оплату ненужной должности, а если с ним не согласны, то он выйдет из акционерного общества и заберет свои акции. Незнайка пытался их успокоить, но у него ничего не выходило. Акционерному обществу грозил развал. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в дело не вмешался сам Козлик. «Братцы, – сказал он, – не надо из-за меня ссориться! Сделаем так: я буду исполнять обе должности – и рассыльного, и швейцара». Спор, таким образом, прекратился. Все быстро пришли к соглашению, и на этом первое заседание акционерного общества было закончено.
В той же сказке на пальцах объясняется, что такое акции. Эпизод напоминает ситуацию с IPO одной известной компании. «Мы учредим акционерное общество. Выпустим акции... Вы знаете, что такое акции?» – спросил он Незнайку. «Нет, мне что-то не приходилось слышать о них», – признался Незнайка. «Акции – это такие бумажки, вроде денежных знаков. Их можно напечатать в типографии. Каждую акцию мы будем продавать, скажем, по фертингу. Вырученные деньги затратим на постройку летательного аппарата, а когда семена будут доставлены, каждый владелец акций получит свою долю семян. Разумеется, у кого окажется больше акций, тот и семян получит больше». В этой сказке найдется еще куча примеров о том, что такое конкуренция, скрытая реклама и даже откаты.
Образы бизнесменов встречаются в классике. Том Сойер с его забором или Павлуша Чичиков с торговлей снегирями и дрессированной мышью или продажей бутерброда голодному, но богатому однокласснику – подойдут. Это я к чему: детские книги иногда полезнее гаджетов, СМИ и социальных сетей. И можно убить двух зайцев, читая на ночь ребенку о полезном и близком вам. А если совсем не хочется читать, можно посмотреть мультфильм по сказке «О том, как старик корову продавал», и будьте здоровы. Внимание, мультфильм объясняет зрителям, как работает правильный PR и грамотное позиционирование на рынке. Просто и на пальцах. http://www.youtube.com/embed/Ijg36zwmcm0
Так что если вдруг у вас кризис идей, вы запутались, не знаете, как решить проблемы, – just relax take it easy. Читайте сказки детям. В психологии существует понятие «сказкотерапия», в процессе которой для решения проблем используются придуманные детские истории.