Фото: Flickr.com/ Maulleigh
Читали ли вы в детстве книги, где образ предпринимателя был бы положительным? Или, может быть, видели такие фильмы? Держу пари, что нет, причем дело не только в том, что мы выросли в то время, когда любая предпринимательская инициатива (вроде пошива одежды на заказ) и даже хранение валюты считались уголовными преступлениями. Посмотрите на современную детскую литературу – то же самое. Детских книг и фильмов, где один из главных положительных героев имел бы прямое отношение к бизнесу, у нас никогда не было, нет, и не будет. Тем более предприниматель никогда не будет героем, создающим страну. Почему? Предприниматель – это ключевая опасность для авторитарной власти, так как он создает основу для экономики и может предъявлять какие-то претензии. Он – потенциальный диссидент. Вы можете сколько угодно ходить на митинги и бухтеть, но ключевым для любой власти остаются деньги, именно на них держится идеология. Так что положительный образ бизнесмена никому не нужен, и почитать нашим детям про предпринимательство нечего. Итог: у молодого поколения нет спроса на экономические свободы, есть только спрос на большую пайку, которую государство им и дает. Меня, конечно, это не может радовать, но логику я понимаю: авторитарная система управления наиболее проста – это как рулить автомобилем с полной коробкой-автоматом. В отличие от этого, демократия – это космический корабль, все гораздо сложнее и один не справишься, нужна команда. В зарубежной литературе тоже примеров детских книг и фильмов о бизнесе немного, скорее, есть отдельные элементы. Например, классика жанра – Том Сойер, «продававший» своим приятелям такую услугу, как возможность покрасить забор. Хотя и это всего лишь эпизод, не более того, Сойер – это все-таки прежде всего просто озорной парень. Однако надо учитывать, что детские книги о бизнесе в стране вроде США гораздо менее необходимы, чем у нас, потому что у них отношение к этому изначально другое, и его не надо менять. Те, кто в нашем понимании являются миллионерами (то есть имеющие бизнес с миллионным оборотом) – у них просто «лавочники» и обычные граждане. Там если ребенок приходит к родителям и просит купить ему велосипед, считается нормой сказать ему: «Возьми свои старые игрушки, продай на блошином рынке, а на эти деньги его и купи». Тем самым они подталкивают ребенка к духу предпринимательства. У нас же это воспринимается как идеологическая мерзость и жажда наживы. А во взрослом возрасте читать книги или смотреть фильмы о бизнесе уже поздно, тем более что все они, как правило, далеки от жизни. Когда меня, например, просят посоветовать что-то из литературы, чтобы научиться предпринимательству, мне хочется дать совет убить себя об стену. Когда вы захотите сексом заняться, вы тоже будете просить вам книжку посоветовать? Найдите себе пару и стройте отношения, а не морочьте людям голову. Предпринимательские навыки можно получить только на практике – это как обучаться письму: надо, чтобы кто-то стоял над душой и правил каждую закорючку.