Фото: AFP

В понедельник, во второй торговый день после проведенного в пятницу IPO, акции Facebook стремительно подешевели. В начале торговой сессии они рухнули больше чем на 13%, но к ее завершению чуть восстановили позиции: общее падение капитализации соцсети составило 11% – до $34 за акцию. Стоимость компании в результате составляет на сегодня $93 млрд, хотя по результатам IPO инвесторы оценили ее в $104 млрд. $10 млрд как не бывало. 

Да и первый день торгов акциями Facebook на NASDAQ нельзя назвать триумфальным – несколько минут ажиотажа сменились спокойным биржевым ритмом, еще немного и акции социальной сети торговались бы чуть ниже цены размещения, но в результате оказались на заявленном уровне – $38 за акцию.

Для одних – особенно ажитированных инвесторов и поклонников Марка Цукерберга – вчерашнее падение стало поводом для уныния. Для других – для тех, кто изначально предсказывал такое развитие событий и верит в новый «пузырь» – поводом для злорадства. Но эмоции здесь лишние. Коррекции в условиях перегретого рынка ждали все – и опытные инвесторы, и биржевые аналитики, и менеджмент социальной сети. Всем было понятно, что компания переоценена. На предварительном конференц-колле, предшествующем старту торгов, представители банков-андеррайтеров отказались давать прогноз по цене акций на несколько дней вперед. Уже тогда на бирже заговорили, что банки будут вытягивать стоимость акций в первый день, а затем отдаваться воле рынка. Так и произошло: в пятницу банки-андеррайтеры срочно выкупали часть акций сети на открытом рынке, чтобы поддержать цену хотя бы на уровне $38. 

Вспомним и то, что Facebook в последний момент повысил планку размещения. Первоначальные планы компании в целом укладывались в результат понедельника. $93 млрд – тот минимум капитализации, которые планировали получить в Facebook в результате IPO. Но ажиотаж позволил социальной сети оперативно получить для себя и акционеров больше, чем они могли заработать на спокойном рынке. Если учитывать, что перед IPO хор скептиков был слышен лучше, чем хор оптимистов, $34 за акцию – очень хороший показатель.

Facebook можно и нужно рассматривать исключительно как долгосрочный актив. Спекулянты должны были проиграть. Истории про то, как незадачливые мелкие инвесторы испуганно продавали купленные в пятницу акции, потеряв от $2000 до $3000, стали уже типичными для IPO хайтек-компании и никого не удивляют. Если все пойдет хорошо, то социальная сеть будет развиваться после публичного размещения по модели Amazon. Акции интернет-ритейлера быстро упали после IPO в 1997 году и несколько месяцев торговались ниже цены размещения в $18. А сегодня стоимость одной акции Amazon cоставляет $ 218,11. Акции Facebook теперь тоже будет бросать то вверх, то вниз. Уверенно можно говорить, что они до конца месяца уже точно не упадут ниже $30 и не вырастут выше $37. Главные выводы будем делать к осени. К этому моменту, как ожидается, Марк Цукерберг представит новую рекламную стратегию, учитывающую стремительный рост мобильных пользователей, и новые рекламные продукты

По итогам первой полноценной недели торгов какие-то тренды должны проясниться. Но один из них стал очевиден уже в пятницу: IPO Facebook больше, чем ожидалось, определит общую биржевую ситуацию на рынке интернет-компаний. Изначально прогнозы аналитиков разделились. Группа аналитиков, близких у Уолл-стрит, считала, что Facebook выступит локомотивом отрасли. Рекордное IPO социальной сети продемонстрирует стабильный рост интернет-рынка, веру в него инвесторов, простимулирует выход на рынок новых инвестиций, а на биржу – новых игроков. Альтернативного мнения придерживались аналитики, близкие к Кремниевой долине и рынку стартапов. IPO Facebook будет успешным, изначально планировали они, но колоссальное размещение фактически на долгое время выдаст компании Марка Цукерберга монопольные права на успех: Facebook слишком велик для рынка, его IPO слишком спорно, а перспективы падения слишком угрожающи; инвесторы в результате будут осторожнее инвестировать в новые проекты, опасаясь «пузыря». 

Пятничные биржевые новости показали, что Кремниевая долина лучше чувствует пульс хайтек-рынка, чем опытные биржевики из Нью-Йорка. В день старта торгов акциями Facebook ценные бумаги других интернет-компаний, сравнительно недавно разместившихся на бирже, заметно снизились. Так, акции компании-разработчика игр для соцсетей Zynga упали на 13,4%, скидочного сервиса Groupon – на 6,7%, а соцсети LinkedIn – на 5,7% относительно прошлого дня. В понедельник же в Лондоне рухнули и акции российской Mail.ru Group – на 9,1%.

Судя по всему, связь с IPO Facebook прямая. Например, популярно мнение, что акции Zynga рухнули лишь по той причине, что рассматривались в качестве «прокси-акции» для Facebook, они были своеобразным заменителем акций главной социальной сети. Как только Facebook стала публичной, инвесторы бросили старый актив и переложились в акции новой звезды. Аналогичная ситуация с Mail.ru Group. Как пишут «Ведомости», многие инвесторы российской компании покупали ее акции для доступа к Facebook до IPO. Сейчас же часть инвесторов холдинга избавилась от его акций в пользу cоциальной сети.

Как это ни парадоксально, в результате разочаровавшее многих понедельничное падение акций Facebook будет только на пользу рынку. Инвесторы должны понять, что монопольного права на успех у главной соцсети планеты нет.