Антон Гладкобородов, 31 год Игорь Гладкобородов, 29 лет Аскар Рамазанов, 31 год Данил Перушев. 30 лет За что попали в клуб: за пропаганду самообразования и превращение лекций в модный вид досуга
Создатели Theory&Practice не верят в традиционное образование — оно не поспевает за потребностями общества. Поэтому они и решили создать T&P, дав людям возможность формировать собственный учебный план, «основанный на потребностях, любопытстве и желании узнать что-то новое». Они то ли сами превратили научные лекции в модный вид досуга, то ли просто одними из первых уловили тренд. Теперь благодаря T&P сводить в Москве девушку на лекцию — такая же обыденность, как и отправиться вместе в кино. Сами основатели T&P утверждают, что добились успеха благодаря хорошей командной игре. Проект сделали архитектор и урбанист Аскар Рамазанов, проработавший несколько лет в Роттердаме, выпускник экономфака МГУ Данил Перушев, ранее трудившийся в бизнес-структурах, дизайнер Антон Гладкобородов, создаший раннюю версию Look At Me (сейчас он уже покинул T&P, чтобы заниматься стартапом Coub и игровыми приложениями Piston Games) и его брат-программист Игорь (он тоже занимается Coub). Slon расспросил Аскара и Антона о том, как им удалось поменять представление людей о самообразовании и можно ли что-нибудь заработать на тяге людей к знаниям.
— Как вы придумали T&P? Антон: Это странная история. В 2009 году Даня Перушев с Аскаром устраивали лекции в дизайн-студии «Фирма». Они приглашали друзей, которые специализировались на определенных темах. Аскар, кстати, был первым человеком, который читал лекцию про урбанистику, он как раз приехал из Голландии, там работал архитектором, — и ему было о чем рассказать. Там был и Симачев, и Дымов, а еще был бар, кто-то что-то объяснял, выпивал. Всех цепляли по дружбе. Все в таком нелекционном формате, просто чуваки рассказывали о чем-то своем, и все понемногу образовывались. На Дымова пришло такое количество людей, что было просто невозможно разместиться.
— Аскар, а зачем вам это было нужно? Аскар: Я как раз перед запуском T&P вернулся из Нидерландов, работал там два года в большом градостроительном офисе. Набрал здесь проектов, но из-за кризиса все они были приостановлены. Захотелось заняться чем-то полезным. С тех пор моя профессия — это хобби… Антон: Я смотрел на все скептически: «Чуваки, это проект, который зацепит 500 человек в общей сложности, так что не заработать на нем никак!». | «Я заставил переписывать редакцию раздел «About» восемь раз — до тех пор, пока этот текст не превратился в то, во что действительно можно поверить» |
«Мы за два дня до запуска показывали стартовый проект Илье Осколкову-Ценциперу. Он сказал, что ему все очень нравится, кроме одного: что это придумал не он» | — Вы думали, что сможете заработать на этом? Антон: Поначалу никто не работал full-time, первые полгода людям ничего не платили. Все работали за идею. Я тогда еще шутил, что мы можем сейчас нанимать сколько угодно сотрудников — потому что никому не платим деньги. Но мы хотели зарабатывать. Сразу решили, что должны пойти по пути генерального спонсорства. Intel, Sony, Samsung, Sony Ericsson нас поддержали, стали нашими партнерами. Реклама пришла через полгода. Аскар: Самый первый рекламодатель — точнее, партнер — был Samsung. Мы заключили трехмесячный контракт. Надо отдать им должное, они поверили в нас, их не смутило небольшое количество пользователей на тот момент — 3500–4000 человек. |
— Вы получили контракты. Но, наверное, и ответственности стало больше, и работы. Плюс с минусом сошелся? Аскар: В самом начале, когда в команде было 5–6 человек, мы тратили меньше 300 000 рублей в месяц. Потом уже — около 1 миллиона, работать стало уже человек 12–15 человек. Все окупалось. Мы выходили в ноль, но прибыли не было. | «Третьяковка прислала нам благодарственное письмо— благодаря нашему сайту на их лекции повалил народ» |
Нам нужно было расширяться. Все-таки лекции — это достаточно узко. Проект бы просто умер. Мы же хотели увеличить посещение, чтобы можно было не только привлекать спонсоров, но и рекламу продавать. Мы долго придумывали, чем заполнить сайт, в итоге победила Данина точка зрения: нам нужны тексты. Так появился раздел «Посты», а в нем тексты про возможности в образовании, в творчестве, бизнесе и т.д. Тогда же появился раздел «Курсы». — С изменением финансовой модели прибыль появилась? — Аскар: Да модель и сейчас меняется. Но об этом мы не можем рассказывать. — В ближайшее время T&P ждут какие-то изменения? Аскар: Мы объединились в единый холдинг с Bookmate и Zvooq.ru.
Антон: Да, команда Bookmate и Zvooq.ru (холдинг Dream Industries) пришла к нам и предложила работать вместе. Мы думали довольно долго, наверное, полгода. И в итоге согласились. — И теперь тоже входите в Dream Industries… На первый взгляд, у этих трех проектов не так много общего — сервис для чтения книг онлайн, музыка и лекции. Аскар: В проекте есть изначально хорошая синергия, с ее помощью формируются серьезные цели — и не один год, как страшно это не звучало бы, это будет формироваться. Но рассказывать об этом мы не будем. Антон: Это не фильм, о котором нужно рассказывать до того, как он вышел на экраны. Вдруг все окажется неправдой — не надо говорить об этом в середине пути. Аскар: Ждите хорошие продукты в ближайшее время, только это могу сказать.