Антон Гладкобородов, 31 год Игорь Гладкобородов, 29 лет Аскар Рамазанов, 31 год Данил Перушев. 30 лет За что попали в клуб: за пропаганду самообразования и превращение лекций в модный вид досуга

Создатели Theory&Practice не верят в традиционное образование — оно не поспевает за потребностями общества. Поэтому они и решили создать T&P, дав людям возможность формировать собственный учебный план, «основанный на потребностях, любопытстве и желании узнать что-то новое». Они то ли сами превратили научные лекции в модный вид досуга, то ли просто одними из первых уловили тренд. Теперь благодаря T&P сводить в Москве девушку на лекцию — такая же обыденность, как и отправиться вместе в кино. Сами основатели T&P утверждают, что добились успеха благодаря хорошей командной игре. Проект сделали архитектор и урбанист Аскар Рамазанов, проработавший несколько лет в Роттердаме, выпускник экономфака МГУ Данил Перушев, ранее трудившийся в бизнес-структурах, дизайнер Антон Гладкобородов, создаший раннюю версию Look At Me (сейчас он уже покинул T&P, чтобы заниматься стартапом Coub и игровыми приложениями Piston Games) и его брат-программист Игорь (он тоже занимается Coub). Slon расспросил Аскара и Антона о том, как им удалось поменять представление людей о самообразовании и можно ли что-нибудь заработать на тяге людей к знаниям.

— Как вы придумали T&P? Антон: Это странная история. В 2009 году Даня Перушев с Аскаром устраивали лекции в дизайн-студии «Фирма». Они приглашали друзей, которые специализировались на определенных темах. Аскар, кстати, был первым человеком, который читал лекцию про урбанистику, он как раз приехал из Голландии, там работал архитектором, — и ему было о чем рассказать. Там был и Симачев, и Дымов, а еще был бар, кто-то что-то объяснял, выпивал. Всех цепляли по дружбе. Все в таком нелекционном формате, просто чуваки рассказывали о чем-то своем, и все понемногу образовывались. На Дымова пришло такое количество людей, что было просто невозможно разместиться.

— И как из этой тусовки получился серьезный проект? Антон: Аскар и Даня прибежали к нам с братом (Игорем Гладкобородовым — прим. авт.) и сказали: «Чувак, давай делать проект, соберем все лекции города в одном месте: можно сделать целую площадку. Это будет круто!».
— Аскар, а зачем вам это было нужно?  Аскар: Я как раз перед запуском T&P вернулся из Нидерландов, работал там два года в большом градостроительном офисе. Набрал здесь проектов, но из-за кризиса все они были приостановлены. Захотелось заняться чем-то полезным. С тех пор моя профессия — это хобби… Антон: Я смотрел на все скептически: «Чуваки, это проект, который зацепит 500 человек в общей сложности, так что не заработать на нем никак!».

«Я заставил переписывать редакцию раздел «About» восемь раз — до тех пор, пока этот текст не превратился в то, во что действительно можно поверить»

— Зачем же тогда ввязались?  Антон: Они меня уговорили. Во время обсуждений кто-то придумал слово «эдьютеймент», а потом оказалось, что оно и так существует… В общем, стали строить проект на списке лекции. Идеология была не в образовании, а в альтернативном досуге: ты идешь в кино или ты идешь на лекцию. Лекция — это интересно, если это по теме, которой ты интересуешься, это не институтская лекция. Все уже смотрели TED, хотя лично я вот не то чтобы фанат лекций. Но я заставил переписывать редакцию раздел «About» восемь раз — до тех пор, пока этот текст не превратился в то, во что действительно можно поверить. Ведь если ты не веришь сам в то, что ты говоришь, то и другие не поверят. В результате мы написали: «Чуваки, лекции — это круто!». И все поверили. — А много на старте было лекций? Антон: Сейчас их по 30 в день. А когда мы запускались, было по 30 в месяц. И это казалось много. Когда мы запустились, все удивились: надо же, в Москве есть нормальные лекции? Аскар: Мы стали делать и свои мероприятия. Первым полноценным событием, которое мы сделали сами, стала арт-лекция в «Солянке» с участием французского художника Сириль Дюваль в рамках Cycles Seasons — есть такой проект у Master Card. Я с ним переписывался, целый месяц обсуждал, как и что мы будем делать. В итоге Сириль согласился выступить, но сказал, что страшно не любит это делать. Он решил все обыграть. Сидел спиной к сцене, одетый в рубашку с галстуком, а рядом с ним еще пять человек (чтобы не было ясно, кто из них он сам) — на всех участниках одежда была надета задом-наперед. Все пятеро как будто изображали картину Рене Магритт «Сын человеческий». Но это была лекция. У каждого слушателя на стуле лежало зеленое яблоко — такое продолжение ассоциаций с картиной. Было красиво, все остались довольны. Потом мы общались с разными посольствами. Например Британский совет пришел к нам с проектом Creative Cities. Креативные люди обсуждали, как сделать жизнь в городе лучше. Мы предложили сделать открытую публичную программу «Промзона 2.0», подбирали спикеров и темы. Мы провели это все на «Флаконе» — там ничего тогда не было. Мне лично пришлось придумывать, как причесать пространство. На конференцию приехало 1700 человек за два дня. — А когда вы почувствовали, что проект стал заметным явлением? Аскар: «Коммерсант. Деньги» написал статью, нас соотнесли с обществом «Знание» по масштабности (совершенно серьезно). Мы сочли за комплимент — у «Знания» же был колоссальный объем ресурсов с 60-х годов. Третьяковка прислала нам благодарность — благодаря нашему сайту на их лекции повалил народ. Мы стали развивать тему. Сделали рубрикатор: общество, лайф-стайл, дизайн. В некоторых разделах ничего могло вообще не быть — например, в «науке». Но, на самом деле, мы подсказывали людям: сделайте что-нибудь об этом. Позже Маша Шутова выступила куратором, собрала наших ученых, придумала поворот «Мозг и поведение». Конечно, там иногда было скучно. Нашим ученым еще сложно делать публичный talk. Но были и звезды. Поэтому случалось и так, что 600 человек ломилось в аудиторию, рассчитанную на 150–200 мест.

«Мы за два дня до запуска показывали стартовый проект Илье Осколкову-Ценциперу. Он сказал, что ему все очень нравится, кроме одного: что это придумал не он»

Вы думали, что сможете заработать на этом?  Антон: Поначалу никто не работал full-time, первые полгода людям ничего не платили. Все работали за идею. Я тогда еще шутил, что мы можем сейчас нанимать сколько угодно сотрудников — потому что никому не платим деньги. Но мы хотели зарабатывать. Сразу решили, что должны пойти по пути генерального спонсорства. Intel, Sony, Samsung, Sony Ericsson нас поддержали, стали нашими партнерами. Реклама пришла через полгода. Аскар: Самый первый рекламодатель — точнее, партнер — был Samsung. Мы заключили трехмесячный контракт. Надо отдать им должное, они поверили в нас, их не смутило небольшое количество пользователей на тот момент — 3500–4000 человек.

Но надо сделать скидку — тогда не было Facebook, где можно было разгоняться сразу в группе до 100 000 человек: все было скромно. Следующий проект — с Nike. Мы перефразировали их слоган Nike: «Just Do It» в названии лектория «Они сделали это» на Пикнике «Афиши». Позвали людей, которые успели сделать что-то полезное. Они рассказывали о том, как запустили свой бизнес. Антон: Аскарыч тогда еще на обложке «Афиши» вышел. Аскар: Да, мы за два дня до запуска показывали стартовый проект Илье Осколкову-Ценциперу. Он сказал, что ему все очень нравится, кроме одного: что это придумал не он.
— Вы получили контракты. Но, наверное, и ответственности стало больше, и работы. Плюс с минусом сошелся? Аскар: В самом начале, когда в команде было 5–6 человек, мы тратили меньше 300 000 рублей в месяц. Потом уже — около 1 миллиона, работать стало уже человек 12–15 человек. Все окупалось. Мы выходили в ноль, но прибыли не было.
«Третьяковка прислала нам благодарственное письмо— благодаря нашему сайту на их лекции повалил народ»

Нам нужно было расширяться. Все-таки лекции — это достаточно узко. Проект бы просто умер. Мы же хотели увеличить посещение, чтобы можно было не только привлекать спонсоров, но и рекламу продавать. Мы долго придумывали, чем заполнить сайт, в итоге победила Данина точка зрения: нам нужны тексты. Так появился раздел «Посты», а в нем тексты про возможности в образовании, в творчестве, бизнесе и т.д. Тогда же появился раздел «Курсы». — С изменением финансовой модели прибыль появилась? — Аскар: Да модель и сейчас меняется. Но об этом мы не можем рассказывать. — В ближайшее время T&P ждут какие-то изменения? Аскар: Мы объединились в единый холдинг с Bookmate и Zvooq.ru.

Антон: Да, команда Bookmate и Zvooq.ru (холдинг Dream Industries) пришла к нам и предложила работать вместе. Мы думали довольно долго, наверное, полгода. И в итоге согласились. — И теперь тоже входите в Dream Industries… На первый взгляд, у этих трех проектов не так много общего сервис для чтения книг онлайн, музыка и лекции. Аскар: В проекте есть изначально хорошая синергия, с ее помощью формируются серьезные цели — и не один год, как страшно это не звучало бы, это будет формироваться. Но рассказывать об этом мы не будем. Антон: Это не фильм, о котором нужно рассказывать до того, как он вышел на экраны. Вдруг все окажется неправдой — не надо говорить об этом в середине пути. Аскар: Ждите хорошие продукты в ближайшее время, только это могу сказать.