В операционной системе iOS 6, тестовая версия которой вышла в понедельник, не будет предустановленного приложения YouTube. В Apple исключение видеосервиса из своих устройств iPhone, iPad и iPod touch объяснили формальностью: просто истек срок соглашения с Google о включении YouTube в состав пакета базовых приложений. Наблюдатели же сразу увидели в этом новый виток противостояния между двумя гигантами. Логично: ведь до этого Apple заявила, что откажется в новой версии своей ОС и от предустановленного картографического сервиса Google Maps.
Противостояние между Apple и Google, конечно, набирает обороты. Но вот исчезновение предустановленного YouTube из айпэдов и айфонов мало повлияет на его исход.
Во-первых, как уже успели пояснить в Apple, предустановленного видеосервиса не будет только в последней версии iOS, в iOS5 и в более старых версиях приложение останется. Во-вторых, воспользоваться YouTube, как и раньше, можно будет через браузер – никаких ограничений в Safari, конечно, не было и не планируется. Тем более, около половины пользователей iPad, несмотря на наличие встроенного приложения, все равно смотрели видео через браузер.
В-третьих – и это самое главное: Google работает над новым приложением YouTube, которое появится в официальном каталоге App Store – то есть при желании его можно будет скачать, свобода выбора пользователей ничем не будет ограничена. В связи с этим раздаются даже оптимистичные голоса: приложение YouTube для устройств Apple было, прямо скажем, так себе; теперь же есть шанс, что Google, стараясь добиться расположения пользователей, сделает все, что разработать новый качественный хит AppStore.
Google много лет царствовала с рядом своим сервисов в айпэдах и айфонах. И это факт удивительный – не столько тем, что Apple так долго не искала альтернатив YouTube и Maps, сколько тем, как упорно Google поддерживала сырые, в общем-то, мобильные продукты. YouTube для iOS в этом смысле показателен: функциональные ограничения, неудобный поиск, отсутствие многочисленных дополнительных опций, которые уже реализованы в основной интернет-версии. Но это все полбеды.
Главная проблема заключается в том, что компания совершенно запустила не только технологическую, но и бизнес-составляющую работы сервиса. Google лишь недавно с трудом научилась зарабатывать на основной интернет-версии YouTube. Мобильная же версия, как и мобильные приложения, остаются в статусе дотационных проектов с неясными перспективами.
Можно назвать несколько причин пассивности Google, но одна несомненна: отсутствие необходимости конкурировать за верхние пункты в AppStore, да и вообще вольготная позиция предустановленного и безальтернативного (что правда: как ни крути, равных по масштабу альтернатив YouTube все же нет) видеосервиса никак не стимулировали его модернизацию и поиски рекламного заработка. Нельзя забывать, что Apple контролирует монетизацию предустановленных приложений особенно жестко, Google в результате просто не видела смысла делиться рекламными доходами со стратегическим конкурентом. Мобильный YouTube во многом стал жертвой замкнутой на себе экосистемы Apple, частью которой, так уж сложилась судьба, он тоже оказался.
Теперь эта пуповина разорвана, и у Google появляются мотивы, самостоятельно управляя судьбой YouTube для iOS, заняться наконец его модернизацией и монетизацией. Если посмотреть на то, как будет развиваться в ближайшие годы американский рынок мобильной рекламы, задача более чем насущная.