Есть на свете православная страна, в которой панк-группе Pussy Riot не было бы необходимости вменять «хулиганство по мотивам религиозной ненависти и вражды» за неимением более подходящей статьи Уголовного кодекса. Грецию все признают демократической и свободной страной, она давно стала членом ЕС и НАТО, однако же сохранила в своем уголовном законодательстве статьи, карающие за богохульство и оскорбление православной религии. Но хотя шум от процесса и достиг греческих ушей, здесь не торопятся публично осуждать Pussy Riot, да и Элладская православная церковь на этот счет молчит. В чем причина? Как сесть за богохульство Греческая церковь не отделена от государства: политики приносят присягу на Евангелии, священники получают зарплату от государства, Закон Божий – обязательный предмет в школах. Конституция называет православие «господствующей религией», и закон дает церкви широкие привилегии по сравнению с другими религиозными общинами, вплоть до права решать, где они строят свои храмы и молитвенные дома. До наплыва мигрантов из Африки и Азии Греция была очень гомогенной страной в этническом и религиозном смысле: 98% называли себя православными греками. Сколько сейчас в стране мигрантов, неведомо (говорят, до 10%), но господствующий характер православия, к которому каждый грек причисляется почти автоматически, никто сомнению не подвергает. За благочинное поведение греческих граждан в храме и на улице отвечает целая глава Уголовного кодекса «Об установлении религиозного мира», три статьи которой карают, соответственно, за «злонамеренное богохульство», оскорбление религии или воспрепятствование религиозным собраниям. Статья 198 наказывает тюрьмой до двух лет нарушителя, который «публично и злонамеренно ругает любым образом Бога». Такой же срок можно получить по статье 199, обругав «Восточную православную Христову церковь или другую религию, приемлемую в Греции», или по статье 200 – попытавшись помешать разрешенному государством церковному собранию или службе. Правда, закон нигде не упоминает о чувствах верующих, которые могут быть оскорблены богохульником. Критики, требующие отмены этих законов, утверждают, что законодатель и не был особенно обеспокоен тем, что могут почувствовать православные, а просто без особых раздумий неправомерно перенес понятие греха вообще и святотатства в частности в законодательство светского государства. Американская организация Freedom House заявляет, что законы против богохульства нарушают международные обязательства Греции. Также, по данным организации, в Греции уголовные дела о богохульстве являются якобы делом повседневным. Хотя в действительности в подавляющем большинстве случаев судья прекращает их за отсутствием состава преступления. Греческие юристы, в свою очередь, не могут припомнить, чтобы кто-то безобразничал в церкви и понес за это уголовную ответственность. «Несколько отдаленно похожих случаев касались обычно психически нездоровых людей», – говорит адвокат Георгий Гурованидис. Прецеденты не потянули на тюремный срок Однако в греческой практике последних десятилетий все же был ряд дел, когда верующие пытались добиться осуждения художников или писателей за богохульство. Как пишет исследователь вопроса Димитрис Сарафианос, уже в начале 90-х годов прошлого века по таким делам было очень трудно добиться уголовного осуждения. В 1988 году вызвал скандал показ в кинотеатрах фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», полиция разгоняла демонстрации разъяренных верующих слезоточивым газом. В 2000 году верующие добились в суде запрета на роман Мимиса А
ндрулакиса, где Христос представлен имеющим сексуальные помыслы. Запрет книги был через несколько месяцев отменен, несмотря на шумные протесты мирян и монахов, которые называли писателя кощунником и пытались рукоприкладствовать в зале суда. Арт-куратор Христос Иоакимидис попал под суд в 2003 году за то, что на организованной им выставке был экспонат, изображавший распятие рядом с мужскими гениталиями. Спустя три года (дело тянулось долго) суд оправдал куратора, не усмотрев злонамеренности в его действиях. Разумеется, во время разбирательства он оставался на свободе. В том же году австрийскому карикатуристу Герхарду Хадереру пришлось лично добиваться в афинском суде отмены 6-месячного условного тюремного срока за его изданную в Греции книгу комиксов «Жизнь Иисуса», где Христос изображен выпивающим и употребляющим марихуану. В конечном счете, суд постановил, что коль скоро книга является юмористической, злого умысла и, соответственно, состава преступления в ее содержании нет. В современной Греции религиозные шутки и божба отнюдь не являются табу, напротив, с ними мирятся повсеместно. Церковная тематика занимает видное место в творчестве греческих карикатуристов, которые изображают страдающих в кризис сограждан распятыми на кресте, а премьера – торгующим деревом с креста в развес. Изображение Христа в ироничном контексте тоже дело обычное. На одной из карикатур Иисус только что воскрес и сидит возле гроба с унылым видом: «С этой историей развязались, теперь вот еще пришли счета за коммунальные услуги...». Однако же никто из греческих художников или артистов пока не додумался использовать церковь для перформанса. Если бы это произошло, суд вполне мог бы вынести обвинительное решение, хотя вопрос о назначении реального срока далеко не столь ясен, считают греческие юристы. Церковь молчит, миряне осуждают Получить для этого материала комментарии греческих священнослужителей не удалось: священники отнекиваются или отмалчиваются, епископы недоступны для комментариев. Греческие епископы всегда готовы стать на страже благочестия, легко клеймят с амвона атеистов и недостаточно верующих политиков, иногда – соседей по Балканам, империалистов или «мировую закулису». В проповедях можно встретить футбольные метафоры и рассуждения о вреде для души православного христианина турецких мыльных опер по телевизору. Но про суд в России – молчание: ни один из восьми десятков греческих иерархов ни слова не проронил публично о Pussy Riot. Единственное пояснение, которое на этот счет удается получить, – «Это происходит на чужой канонической территории, и нас не касается». Подразумевается, что никаких особых симпатий к панк-группе служители церкви не питают, но и ввязываться в спор они не торопятся. Греческая церковь в последние годы вообще во многом устранилась из общественной жизни страны и воздерживается от громких заявлений, зато расширила поддержку нуждающихся в кризис (впрочем, богатство и безналоговый статус церкви по-прежнему непопулярны, как и до кризиса, да и скандал вокруг монастыря Ватопед сказался на репутации. Изобилие сообщений в греческих СМИ о суде над Pussy Riot, как правило, обходится простой новостью, без комментариев, и лишь либеральный журналист Никос Хадзиниколау назвал процесс в своем блоге возвращением «сталинской эпохи». Простые греки часто отговариваются незнанием, но другие говорят по поводу приговора: «Так им и надо», «Будет неповадно». Некоторые утверждают, что происшествие в далекой Москве оскорбило их личное религиозное чувство. «Мне как православному человеку и греку сложно об этом говорить объективно. Мое субъективное мнение не может не то что оправдать, но даже объяснить подобное поведение людей... Не знаю, насколько россияне, вот эти 100 миллионов православных россиян, готовы формировать традицию, которая будет позволять подобное поведение», – говорит адвокат Гурованидис. Оговариваясь, что не хочет давать оценку российскому правоприменению, адвокат, тем не менее, считает, что при отсутствии раскаяния со стороны подсудимых реальный срок заключения – это вполне адекватный приговор. «Если бы протест происходил снаружи, это было бы совсем другое дело, но внутри храма это оскверняет храм», – считает главный редактор агентства церковных новостей «Ромфеа» Эмилиос Полигенис. По его словам, действия Pussy Riot «оскорбили православную душу». «Как православному мне это не понравилось. Зачем опять разрушать все устои? Мы так вернемся опять к коммунизму», – говорит Полигенис. Впрочем, он затрудняется сказать, заслуживают ли действия Pussy Riot реального тюремного срока. А глава греческого отделения неправительственной организации «Врачи мира» Никитас Канакис считает, что дело панк-группы касается отнюдь не церкви, а государства. «Здесь речь о цензуре и свободе слова – вопрос этот для России не новый... Если Россия хочет приблизиться к Западу, такие вещи не следовало бы даже и обсуждать. Вопрос о том, что каждый человек может или не может говорить о государстве, должен решаться гражданами, а не судами», – говорит Канакис. Исследователь законов о богохульстве в Греции Димитрис Сарафианос, который также является адвокатом и левым активистом, называет приговор Pussy Riot неприемлемым. По его словам, в сегодняшней Греции подобный перформанс тоже вызвал бы судебное разбирательство, хотя вопрос о тюремном заключении неясен за отсутствием состава преступления. Сарафианос считает, что греческий закон о богохульстве следует отменить: «Очевидно, что бог не нуждается в защите своей репутации».