Фото ИТАР-ТАСС/ KHL Photo Agency
Свершилось! Gunvor больше не торгует нефтью «Роснефти». По итогам очередных тендеров, проведенных госкомпанией, трейдер Геннадия Тимченко остался не у дел. Экспортные контракты достались Vitol и Glencore. И похоже, от своей нефти Gunvor отлучила не только «Роснефть». Reuters пишет, что Сургутнефтегаз и TNK-BP с некоторых пор также обходятся без услуг Тимченко.
Русский «нефтяной царь», как назвали Тимченко западные журналисты, сброшен с Олимпа? Может быть. Большая нефть – это всегда большая политика. И даже статус «личного друга» президента Владимира Путина не дает полной защиты. Ведь Геннадий Тимченко, как известно, далеко не единственный «друг».
Впрочем, из всех бизнесменов, пользующихся репутацией «близких к президенту», Тимченко добился наибольшего успеха – его «империя» заметна даже в глобальном масштабе. Вряд ли Тимченко сумел достичь высот, не обладай он умением просчитывать развитие ситуации на два хода вперед. Тем более не надо быть провидцем, чтобы видеть все риски позиции «главного нефтяного посредника».
Так что стоит ли за отлучением Gunvor от большей нефти Игорь Сечин, или виноваты другие обстоятельства – не важно. Тимченко к такому повороту готов. С 2008 года Gunvor торгует не только российской нефтью, а с 2010 года доля российского сырья в операциях Gunvor упала ниже отметки 50%. Более того, Gunvor теперь торгует не только нефтью и нефтепродуктами. В его портфеле – уголь, электроэнергия, квоты на углекислый газ и т.п. За счет специалистов по работе на новых рынках штат компании вырос за последние два года более чем в четыре раза.
Но главное – заработанный в «тучные годы» капитал Тимченко разместил в первоклассные индустриальные активы. Slon составил перечень главных ценностей «друга президента», оттесненного от экспорта нефти. И сдается, Тимченко не пропадет.