© E. Delperee, 1894

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии чем дальше, тем меньше соответствует первой части своего названия. В Шотландии, где большинство в местном парламенте впервые получили националисты, уже назначили на 2014 год референдум о независимости. Следующим кандидатом на отделение станет Северная Ирландия. Связи с Лондоном быстро слабеют под давлением не политики, но демографии. По опубликованным 11 декабря результатам переписи североирландского населения протестанты, которые за единство с Британией, впервые перестали быть большинством, а всего через пару лет их обгонят по численности проирландские католики, которые за независимость. Арафат когда-то говорил, что его главное оружие – «матка палестинки», ну вот главным оружием «Шин фейн», ирландских католиков и североирландских сепаратистов, уже стала «матка католической ирландки». А традиционное католичество в этом качестве обогнало прогрессивное протестантство.

В 1921 году Северная Ирландия появилась на картах именно потому, что протестанты составляли в этой части острова абсолютное большинство населения. В крупнейшем городе региона Белфасте их было вообще больше 75% жителей. Они не захотели присоединяться к только что образовавшейся католической Ирландии и предпочли остаться в составе протестантской Великобритании.

Уже тогда уровень рождаемости у проирландского католического меньшинства был сильно выше, чем у пробританских протестантов, и было понятно, что рано или поздно протестанты утратят свое численное превосходство. Теперь этот момент настал: результаты последней переписи показали, что численность протестантов (и выходцев из протестантских семей) упала ниже половины населения Северной Ирландии, до 48%. А вот количество выходцев из католических семей выросло до 45%.

За десять лет, прошедших с предыдущей переписи, численный перевес протестантов над католиками сократился с девяти до трех процентных пунктов. Доля католиков за это время выросла с 44% до 45%, а доля протестантов сократилась с 53% до 48%. Ясно, что с такой динамикой католики станут в регионе большинством уже через несколько лет, задолго до следующей переписи 2021 года. В североирландских школах учеников из католических семей уже сейчас на треть больше, чем из протестантских.

А это значит, что Северной Ирландии придется пересмотреть свою компромиссную систему управления, основанную на предпосылке, что протестанты – это большинство, а католики – меньшинство. И логичным итогом этого пересмотра будет отделение Ольстера от Великобритании, потому что политическая система Северной Ирландии построена строго по конфессиональному признаку, а все католические партии, как настоящие ирландские патриоты, очень не любят Лондон и выступают за объединение всего острова под управлением Дублина.

Североирландская политика остается запредельно консервативной. Остальная Европа может богатеть, секуляризироваться, объединяться в единый союз, а в Ольстере в начале XXI века люди голосуют так, как будто до сих пор торчат в XVI веке и Реформация борется с Контрреформацией.

Если посмотреть на результаты последних выборов в североирландский парламент 2011 года, то видно, что перепись населения можно было не проводить. Протестантские партии, выступающие за союз с Великобританией, в сумме набрали 48% голосов. Католические партии, которые за Ирландию, получили 42%. Средний возраст протестантов выше, чем у католиков, поэтому доля католиков среди голосующих немного меньше, чем в населении в целом.

Конечно, это не совсем одно и то же: просто проголосовать на местных выборах за проирландскую партию и проголосовать «за» на референдуме об отделении. После заключения мирного Соглашения Страстной Пятницы в 1998 году страсть ольстерских католиков к собиранию ирландских земель начала затухать, и сейчас, судя по опросам, проголосовать за выход из Соединенного Королевства готова только половина из них. Но общественное мнение – штука ненадежная. Благодаря правильной подаче материала в прошлом году в Хорватии всего за несколько месяцев количество сторонников присоединения к ЕС выросло с 24 до 66%. Вряд ли жители Ольстера окажутся намного последовательнее в своих убеждениях.

У всех католических партий Северной Ирландии среди главных пунктов программы стоит отделение от Великобритании. Получив, возможно, уже на следующих выборах большинство в местном парламенте, они не смогут просто взять и забыть про цель, за которую боролись несколько столетий.

К тому же конца экономическому кризису в Европе пока не предвидится, а в Ольстере самая правая католическая партия в экономических вопросах левее самой левой протестантской. В отличие от Англии, безработица в Северной Ирландии продолжает увеличиваться и уже превысила 8%. Тут многие могут не устоять, позабыть про протестантскую этику и проголосовать за левых, пускай они католики и ирландские националисты.

Несмотря на проблемы в банковской системе, пособие по безработице в соседней Ирландии в среднем больше, чем в Великобритании, а ирландский подушевой ВВП вообще в полтора раза выше, чем в Северной Ирландии. Так что соблазниться есть чем. Ирландцы со своей стороны против объединения возражать не будут: в республике Ирландия по опросам присоединение Ольстера поддерживает около 80%.

В любом случае переход большинства от одной конфессии к другой будет для Северной Ирландии сомнительным удовольствием. Это хорошо видно на примере столицы и крупнейшего города региона Белфаста. Там католиков уже несколько лет больше, чем протестантов, и на местных выборах в прошлом году они впервые получили пока еще относительное большинство мест в городском совете.

Вскоре вместо борьбы с безработицей и благоустройства скверов городской совет переключился на более важные вопросы. Католические депутаты стали требовать, чтобы со здания ратуши сняли ненавистный всем ирландским патриотам британский флаг. Протестантские депутаты решили, что снять флаг – это почти то же самое, что отделиться от Великобритании, и упорно сопротивлялись. В результате, благодаря нейтральным депутатам, остановились на компромиссном варианте: флаг будет висеть на ратуше только по большим праздникам.

Но жителей города такой компромисс не устроил. Поэтому уже вторую неделю в Белфасте продолжаются массовые беспорядки: возмущенные протестанты машут дорогими им британскими флагами, жгут ирландские, кидаются камнями и газовыми шашками. Ранено 29 полицейских. Некоторым нейтральным депутатам, голосовавшим за снятие флага, пришлось обратиться за защитой в полицию, потому что протестантские активисты завалили их угрозами и даже приходили бить стекла в их квартирах.

Дальше, когда после столетий дискриминации ольстерские католики наконец нарожают себе большинство и в местном парламенте, нетрудно предсказать, что речь там пойдет о пересмотре конфессиональных квот для полицейских, переименовании улиц в честь одиозных исторических деятелей, уроках полумертвого ирландского языка в школах и прочей ерунде. В кризис такие вопросы всегда становятся особенно актуальными и прекрасно делят общество на своих и чужих. А там можно и референдум об отделении провести.