© Павел Долганов / ИТАР-ТАСС

ГИБДД опубликовала на своем сайте статистику о количестве ДТП за 2012 год. Вот как выглядят основные цифры – общее количество ДТП за этот период немного подросло (рост регистрируется второй год подряд), количество погибших в результате ДТП почти не изменилось, но раненых в авариях стало чуть больше:

Казалось бы, поводов для оптимизма нет: Россия продолжает терять в авариях столько людей, что в год цифра примерно равна населению среднего райцентра. Однако не все так просто. Во-первых, из тех же данных ГИБДД хорошо видно, с какой скоростью растет количество машин: с 2004-го (первый год, за который доступны данные) число транспортных средств выросло почти в полтора раза. Но если бы россияне продолжали водить с той же степенью безответственности, что и девять лет назад, количество ДТП росло бы пропорционально числу машин.

Однако если в 2005 году на 10 тысяч транспортных средств приходилось 67,4 ДТП, то теперь – всего 44,8.

Более того, попасть в аварию теперь менее опасно для жизни, чем в 2004-м. Тогда на каждые 10 тысяч ДТП приходилось 165,5 погибших. Сейчас – 137,5. В общем, если статистика не врет, мы все-таки стали более лучше водить.

Цифры ГИБДД весьма подробны и показывают, в частности, количество погибших и раненых по вине пьяных водителей. А эти цифры демонстрируют странность решения Дмитрия Медведева, который в августе 2010 года ввел драконовский запрет на содержание алкоголя в крови водителя – печально знаменитый «нулевой промилле». Цифры показывают, что до 2010 года количество погибших по вине пьяных водителей уменьшалось.

И в 2010 году – когда Медведев и принял решение о «нулевом промилле» – доля погибших из-за пьяных водителей в общем числе погибших в ДТП была на историческом минимуме. Сейчас, когда даже 0,2 промилле считаются пьянством, пропорция вновь немного подросла.

А вот на что и вправду стоит обратить внимание Медведеву, так это на количество гибнущих из-за неудовлетворительного состояния дорог. Ямы и колдобины стоят жизни все большему количеству людей – в последние 4 года рост почти на треть.

Иначе говоря, если в 2008 году, когда Медведев стал президентом, доля погибших из-за плохих дорог была меньше одной пятой, то сейчас мы снова близки к уровню 2004 года – около четверти всех погибших. График весьма впечатляющий:

Если бы не плохие дороги, количество ДТП уменьшалось бы, а не росло, а руководство ГИБДД отчитывалось бы о рекордно низких уровнях аварийности. Выходит, не на борьбу с пьянством должно быть направлено в первую очередь основное внимание государства (хотя никто не спорит, что с ним тоже надо бороться, – просто не «нулевым промилле»). Но, видимо, это как раз тот случай, когда поговорку про две беды России нужно воспринимать буквально.