© Jody Hewgill
Есть такой сформировавшийся жанр – выступление Владимира Путина перед телекамерами. На этих мероприятиях президент жестко отчитывает министров, жестко ставит вопросы, использует жесткие выражения. Вчера в Сочи нам был явлен хрестоматийный образец.
«Мы бубним, бубним все по поводу повышения качества, а мало что меняется», – сказал президент на этот раз о ситуации в ЖКХ.
И действительно. По словам Путина, если год назад важной темой ЖКХ для себя считало 47% граждан, то в этом году – уже 54%. Это похоже на правду. Скажу даже больше – я теперь тоже, после того как в январе мне за двухкомнатную квартиру насчитали 10 тысяч рублей с лишним квартплаты, считаю эту тему важной.
Но вот что во вчерашнем действии в Сочи поразительно: оказывается, между обществом и властью в современной России все-таки есть обратная связь. Да-да! И не надо скептически фыркать. Мы видим, что она есть. Но как она работает – это мы только пытаемся выяснить.
Общедомовые нужды
Как известно, в сентябре прошлого года в России вступили в действие новые правила предоставления коммунальных услуг (вернее, очередная пачка поправок в эти правила). Главная из обрушившихся в связи с этим на жителей российских городов напастей – введение новой схемы оплаты так называемых общедомовых нужд. Или, если сокращенно, – ОДН.
Нужды эти проистекают из-за того, что сумма показаний квартирных счетчиков воды не совпадает с показаниями общего счетчика, который стоит на входе в дом. Обычно получается так, что в дом воды попадает больше, чем расходуется, если верить квартирным счетчикам. И тому есть масса причин.
Начать с того, что далеко не все хозяева квартир установили счетчики. Те, у кого приборов учета нет, платят по нормативам, рассчитываемым исходя из количества проживающих. Проживающие – это значит зарегистрированные. Если зарегистрирован один человек, а фактически живет бригада строителей, то воды они тратят много, а платят мало. Разница попадает в общедомовые нужды. Еще бывают аварии. Еще воду сливают из стояков, если кто-то из соседей решает заменить себе полотенцесушитель или поставить джакузи. Это тоже общедомовые нужды.
Но самая неприятная ситуация для жильцов – когда в доме нет общедомового счетчика воды. Тогда эти нужды устанавливаются по нормативу. А нормативы у нас приняты завышенные. В результате выходит, что воды на общедомовые нужды, посчитанной по нормативу, хватило бы, чтобы в подвале организовать бассейн.
Так вот, начиная с октября люди стали получать квитанции, где расход на общедомовые нужды указан отдельной графой. Во многих случаях цифра в этой графе оказывается сопоставимой с расходом «ресурса» в квартире, то есть для некоторых речь идет об удвоении тарифов. Касается это не только воды, но и света с теплом. У людей возникает справедливый вопрос: что происходит?
А сильнее прочих (не могу об этом не сказать, потому что это просто анекдот) оказались озадачены жильцы многоквартирных домов, у которых каждая квартира имеет свой вход с улицы. Тут тебе и обитатели таунхаусов в модных новостройках, тут и жители одноэтажных бараков под снос. Подъездов, лестничных клеток, лифтовых холлов и прочих мест общего пользования, которые нужно отапливать, освещать или мыть, у них нет, а общедомовые расходы – есть, и еще какие.
Обратная связь
Иными словами, введение новой формы оплаты ОДН вызвало в обществе некоторое напряжение. Но сказать, что это напряжение вылилось в формы открытого социального протеста, было бы, конечно, сильным преувеличением. В одном уральском городке народ ворвался прямо в кабинет к мэру, и тому пришлось провести незапланированный прием населения по вопросам ЖКХ. В Казани, Петербурге и еще в паре городов собрались митинги численностью по несколько сот человек. Но вот, пожалуй, и все.
И тем не менее Владимир Путин вопросом ОДН озадачился. Хотели обеспечить прозрачность, а что получилось? «Начался очень быстрый рост тарифов, причем в отдельных вопиющих случаях – двух-трехкратный рост», – справедливо заметил президент. Также он указал, что новая схема позволила просто списать на граждан потери в сетях и прямое воровство, связанное с нелегальным подключением. И, как опять же совершенно справедливо замечает президент, подорожав, коммунальные услуги ничуть не улучшились. Теперь Путин требует исправить ситуацию. В кратчайшие сроки принять меры и устранить перекосы.
Показательно, что три недели назад похожая история приключилась с еще одной новацией в сфере коммунального законодательства, сильно напрягшей граждан РФ. Теперь, согласно все тем же изменениям в правилах предоставления коммунальных услуг, хозяева квартиры обязаны каждый месяц с 23 по 26 число передавать показания своих счетчиков электроэнергии. Сбыты оказались к приему платежей не готовы. По телефонам было не дозвониться, данные при передаче терялись и т.п. А главное, жители не понимают – почему теперь нужно передавать какие-то данные? Они же добросовестно оплачивают электричество, каждый раз при оплате передают показания счетчиков. Народ недоволен!
И вот на совещании у Дмитрия Медведева в Горках разыгралась следующая сценка. Вопрос докладывал глава Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков. Есть смысл подумать над корректировкой нормы, которая обязывает россиян в обязательном порядке звонить в сбытовые структуры с 23 по 26 число каждого месяца, начал он. С точки зрения главы ФСТ, граждан вынуждают выполнять работу энергосбытовых компаний. «Это не их [граждан] обязанность, это обязанность ресурсоснабжающих организаций», – заявил Новиков. И сделал вывод – норма об обязательной передаче показаний счетчика должна быть скорректирована. «Это справедливо», – согласился Дмитрий Медведев. Конец эпизода.
Три варианта и секретный план
Что произойдет дальше? Видится три варианта.
Первый. Импульсы недовольства пойманы, но вся реакция ушла в телевизор. Президент и премьер мощно выступили с экранов, а дальше – молчок! Про ОДН и счетчики – побубнят-побубнят, да и забудут, приняв пару ничего принципиально не меняющих разъяснений к постановлению. А народ уж как-нибудь привыкнет.
Второй. Источник недовольства общества не просто локализован, но и приняты решительные меры. Меры современные, то есть в духе политики закручивания гаек. Что-нибудь вроде ужесточения правил регистрации временно проживающих, например. Чтобы легче было считать нормативное потребление.
Третий, практически невероятный. Передачу данных счетчиков отменят. На оплату общедомовых нужд наложат мораторий (так, кстати, уже сделано в нескольких регионах). А затем, приняв более грамотное законодательство, ответственность за неполадки в системе водоснабжения-отопления, а также воровство электроэнергии возложат на тех, кто этими сетями управляет. А не на жильцов.
В последний вариант верить хочется больше всего. Второй вполне в тренде и в духе российской власти, но кажется маловыполнимым в силу недееспособности низовых государственных структур. Наиболее вероятен тот, что первый. Ведь Владимир Владимирович знает, о чем говорит, – поболтают-поболтают, да и чем-нибудь другим займутся.
Но какой бы результат ни был, выходит, что не правы те, кто утверждает: режим безнадежен, оторван от народа и не реагирует на общественные запросы. Он как раз и не оторван. Есть проблема, тревожащая миллионы? Пожалуйста – жесткая реакция!
Смущает в данном случае одно – реакция следует на последствия действий самой власти. И это наводит на подозрения. Сколько сил тратится, чтобы преодолеть собственные ошибки! Мы привыкли думать, что это следствие неэффективности госаппарата. Но может быть, в этом и есть план? Иначе где брать сценарии для сюжетов в жанре «Путин устроил разнос министрам»?