© Сергей Чириков / EPA / ИТАР-ТАСС

В связи с тем, что, благодаря недавнему выступлению Патриарха Кирилла, тема «Пусси Райот» вновь оказалась актуализованной и посвященный этому мой пост вызвал весьма оживленную (хотя и не вполне корректную со стороны ряда комментаторов) дискуссию, хотелось бы высказать еще некоторые соображения по данному поводу. Недавно мне попала в руки книга Сергея Иванова «Блаженные похабы» – серьезное научное исследование, посвященное юродству как культурному феномену. Хотел бы провести аналогию между тем, что совершили в храме Христа Спасителя «Пуси», и поступками древних юродивых. Нет, не подумайте, что я приравниваю девиц из «Пусси Райот» к православным блаженным, – ни в коем случае! И тем не менее некоторую связь между обоими явлениями я усматриваю. Подвиг юродства подразумевал полное отвержение мира сего ради поиска Царства Небесного. Отвергались при этом все традиционные устои мирской жизни. Не было исключением и православное обрядовое благочестие. Юродивый мог совершать поступки безумные, с точки зрения обычного человека, и даже такие, которые можно было расценить как кощунство. Например, знаменитый московский юродивый XVI века Василий Блаженный, согласно его житию, ходил по городу полностью нагим и даже входил в таком виде в храмы и монастыри. Можно напомнить еще один пример из его жизнеописания: Василий Блаженный камнем разбил икону Божьей Матери на Варваринских воротах Китай-города, которую в Москве почитали как чудотворную, за что москвичи в яростном порыве благочестия стали избивать Василия. И убили бы его, наверное, несмотря на репутацию святого. Да вовремя обнаружилось, что под облупившимся красочным слоем на лике Богородицы скрывается изображение беса. За такими квазикощунствами, творимыми юродивыми, скрывался глубочайший духовный смысл – они обличали ложь и лицемерие, с завидным постоянством прокрадывающиеся в нашу церковную жизнь и подменяющие подлинную жизнь во Христе алгоритмом благочестивых действий, за которыми способен полностью исчезнуть подвиг крестоношения и сораспятия Спасителю. Именно за это безжалостное срывание ханжеских покровов с людских пороков так почитали и любили юродивых в средневековой Руси. Они не боялись говорить в глаза правду даже царю (даже если этот царь был Иван Грозный!). Мне кажется, что в истории с «Пусси Райот» священноначалию нашей Церкви не хватило не только милосердия, о чем я уже писал, но и честного взгляда на акцию в храме Христа Спасителя как обличение тех искажений, которым подвергается наша церковная жизнь. Это касается и самого храма Христа Спасителя. Многие православные с негодованием восприняли танцы «Пусей» в этом храме. Но почему до сих пор никто из верующих не возмутился тем, что аналогичные песни и пляски регулярно исполняются на сцене Зала Церковных Соборов – той самой, где только что восседали патриарх и члены Синода во время Архиерейского Собора? Почему никто ни разу не забил тревогу по поводу сомнительных, с точки зрения православного благочестия, банкетов, регулярно проводимых в Патриарших покоях самыми разными организациями, внесшими положенную сумму за разрешение устроить заурядную попойку под основанием главного храма России? Более того, дерзну утверждать, что за приемлемые рамки стали выходить и сами пышные богослужения, совершаемые в храме Христа Спасителя в последнее время с небывалым доселе размахом. Когда видишь сотни архиереев, блистающих золотом облачения, за одной патриаршей службой, поневоле думаешь: при чем здесь Христос? Какое все это имеет отношение к Евангелию, зачем нужна подобная трата сил, средств, времени? Сила Божия в немощи совершается, говорится в Евангелии. Нам же пытаются эту силу изобразить какими-то примитивными земными средствами, давно отжившими свое столетия тому назад. Давайте будем честными! «Пусям» далеко до святости, но они всем нам показали, что и нам до нее ничуть не ближе.