© Дмитрий Рогулин / ИТАР-ТАСС
Все данные приведены на период с 2003 года. За это время инфляция составила 156%. Но стоимость большинства государственных услуг росла куда быстрее, в некоторых случаях достигая показателя 900%. Чем более востребована услуга, тем существеннее растет ее стоимость. При этом одинаковые, казалось бы, по себестоимости услуги могут дорожать совершенно по-разному. К примеру, «главная» государственная пошлина за выдачу паспорта гражданина РФ за последние 10 лет повышалась всего один раз, но сразу вдвое. При этом пошлина за замену паспорта вместо утраченного одновременно с этим выросла почти в 3,5 раза. Где логика? Очевидно, чиновники хотели построже наказать разгильдяев, которые важные документы теряют.
Существенно выросла стоимость загранпаспорта – почти в 3 раза больше уровня инфляции. За последние 10 лет пошлина за оформление обычного загранпаспорта повышалась дважды – в 2 раза и в 2,5 раза. Паспорт «нового образца» за свою короткую жизнь успел подорожать с 1000 до 2500 рублей, то есть можно сказать, что для тех, кто вынужден его оформлять, документ подорожал даже не в 5 раз, а в 12,5 раза.
10 лет назад пожениться стоило 100 рублей, развестись – 200. В принципе, какая-то логика в этом была: в первом случае выдают одну бумажку, во втором – две. Потом пошлину за развод разделили надвое и стали брать с каждого супругов в отдельности – тоже логично. Но вот с 2010 года пошлина за регистрацию развода выросла вдвое, а пошлина за брак не изменилась. Таким образом, развестись сегодня стоит в 4 раза дороже, чем пожениться (800 против 200). Неужели повышением цены власти решили снизить число разводов?
До 2005 года тарифы ГИБДД зависели от региона. В результате, когда были введены единые пошлины, какие-то услуги даже подешевели – к примеру, в Ленинградской области за водительское удостоверение международного образца взымали 250 рублей, тогда как введенная официальная пошлина составляла 100 рублей. Но большинство тарифов все-таки «округлилось» в сторону увеличения – к примеру, госрегистрация с выдачей номеров стоила в среднем по России 300–350 рублей, стала 400; водительское удостоверение – 50–60 рублей, стало 100, стоимость ПТС выросла с 70 до 100 и так далее. При следующем повышении в 2009 году государство отыгралось по полной. Почти в четыре раза был повышен сбор за регистрацию автомобиля – с 400 до 1500 рублей, этому приводилось следующее объяснение: пошлины не повышались с 2005 года. На фоне этого рост стоимости регистрации прав на недвижимость более чем на 200% уже кажется вполне божеским.
До 2005 года стоимость таких услуг регулировалась законом «О госпошлине». Размер тогда привязывался к МРОТ, что теоретически позволяло ему автоматически меняться в соответствии с экономическими изменениями в стране. Жаль, что эта задумка не работала даже тогда. Как мы помним, у МРОТ существовала вторая версия для «прочих целей», которая была зафиксирована на отметке в 100 рублей и не менялась. Затем стоимость госпошлины стала определять соответствующая статья Налогового кодекса. Реформу преподносили как большое достижение – тарифы содержались в одном документе и становились едиными для всех, вне зависимости от настроения региональных чиновников. Однако, как показала практика, это только облегчило произвольные изменения стоимости услуг. Так что системы расчета госпошлин, которая была бы экономически обоснована, у нас не существовало никогда. Остается только надеяться на ее появление в будущем.