Фото: oglobo.globo.com

Китай стремится быть лидером по производству и потреблению всего на свете, что едва ли для кого-то новость. Однако выпуск этого товара невольно обращает на себя внимание – с некоторых пор на производственных мощностях Поднебесной печатаются миллионы Библий. 

На фоне проходящих в стране арестов «незаконных распространителей культа» и американских пасторов издательство Amity Printing, основанное в конце 1980-х на средства крупного одноименного благотворительного фонда (со штаб-квартирой в Нанкине), в прошлом году выпустило 12 млн экземпляров Библии на 90 языках, включая английский, зулусский и русский. Так что, обнаружив в магазине Библию с лейблом Made in China, не удивляйтесь: Китай теперь экспортирует не только ширпотреб всех мастей, но и Священное Писание. 

Мощности издательства рассчитаны на 18 млн экземпляров в год. Согласно данным американского Pew Research Center, только 5% населения Китая исповедует христианство (хотя и это немало – 67 млн человек). Amity Printing при этом фактически является монополистом, обладая, по сведениям Economist, эксклюзивным правом на издание Библии в стране и ее распространение через 55 тысяч «официальных» церквей. 

За неимением открытых финансовых данных о состоянии дел издательства приходится судить по косвенным признакам. Недавно компания отстроила себе новое здание в Нанкине и установила новейшее типографское оборудование. К тому же хороший доход китайцам наверняка приносят миллионные тиражи, идущие на экспорт. Две трети выпуска, или 8 млн за прошлый год, отправлено за границу.

Для сравнения: объемы «Российского Библейского общества» – крупнейшего издателя Библии в России, где к православным себя относит почти 80% населения, – составляют «более миллиона книг ежегодно» (причем эта цифра включает в себя весь ассортимент издательства). Да и то, что есть, реализуется, судя по всему, неважно – до сих пор выставляются издания, не распроданные с 2007 года, хотя в отдельных случаях речь идет о подарочных экземплярах стоимостью по несколько тысяч рублей. По данным «Левада-центра», в России 61% граждан Библию не читал. Поэтому российский рынок для китайских производителей трудно назвать ключевым, но можно сказать и иначе – он еще недостаточно развит.