Недавно было объявлено о продаже Burger King своей дочерней компании фирме Yi-Ko, которой владеют российский ресторатор Александр Колобов («Шоколадница», Burger King в России) и Эргюн Йылдыз, один из франчайзи Burger King в Германии. Сделка только закрыта, а немецкие СМИ уже вовсю пестрят тревожными сообщениями: новые владельцы не церемонятся с персоналом. Все кому не лень обещают компании трудную жизнь. Slon насчитал четыре проблемы, которые, похоже, и в правду придется решать новым владельцам американского фастфуда на немецкой земле.

Потенциал убытков

В своем релизе о продаже немецкого подразделения Колобову и Йылдызу компания подчеркнула важность рынка Германии: по величине он уступает только американскому, при этом «имея большой потенциал». Однако прежде бизнесменам придется вытаскивать компанию из убытков – в 2011 году они составили 5,8 млн евро. Чтобы избежать банкротства Burger King GmbH, на ее счет даже были переведены 15 млн евро из подразделения в Люксембурге. Вполне вероятно, что это далеко не последний спасительный транш, только отныне платить придется Колобову.

Все равны, но кто-то ровнее

Представьте: вы развиваете по франшизе известную международную сеть ресторанов, выполняете все требования, вкладываете средства, строите под рестораны отдельные здания строго по формату, даже кризис пережили кое-как. А тут вдруг раз – и над вами становится такой же в прошлом франчайзи, как и вы, да еще с русским в придачу. Покупатель собирается открывать новые рестораны, составляя тем самым неизбежную конкуренцию старым. Многие из франчайзи Burger King в Германии уже заявили, что чувствуют себя «разочарованными» и «обманутыми». И это сложно игнорировать, учитывая существующую диспропорцию: Yi-Ko контролирует 91 ресторан, а остальные 160 франчайзи – около 700. Тем более что с 2010 года Burger King успела поссориться со своими немецкими партнерами, выдвигая неподъемные условия и расторгая с ними контракты без предварительных уведомлений, за что уже получила несколько судебных исков.

Большие гонки

Напряжение в отношениях Burger King с франчайзи объяснялось тем, что компания всеми силами пыталась догнать McDonald`s, пришедшего на рынок на 10 лет раньше и успевшего открыть примерно вдвое больше ресторанов. Чтобы сократить разрыв, Burger King подгоняла своих партнеров расширять бизнес, однако многие предприниматели высказывались в том духе, что формат не оправдал их ожиданий: вместо прибылей одна лишь борьба за выживание. В будущем, вероятно, все будет еще сложнее. Положение фастфуда в развитых странах вроде Германии становится более уязвимым с ростом популярности здорового питания.

Не по форме одеты

Работников своей «Шоколадницы» Александр Колобов был готов и одеть, и накормить – на сайте сети в разделе «Карьера» так и говорится: «Ты будешь: красиво одет! вкусно накормлен!». Однако немецкие сотрудники оказались более придирчивы. Крайнее возмущение у них вызвало первое же сообщение новых владельцев об ужесточении условий труда. Переодевания и совещания теперь только в нерабочее время. Работникам ограничат потребление напитков во время рабочего дня. Не согласовав этот шаг ни с кем из руководства, новые владельцы также ввели более строгую форму одежды – сотрудники отныне обязаны носить шапочку и бейдж, а за нарушение правил будут оштрафованы. Как тут не забастовать?