Есть мнение, что не стоит торопиться открывать новые направления бизнеса, пока ваше первое и основное направление еще на ранней стадии. Однако Анатолий Марьин, генеральный директор группы компаний «Системы лояльности», куда входят ShopPoints и StarCard, говорит: единственное, о чем он жалеет, – что при открытии второго направления действовал слишком медленно. Совет от Анатолия:
«Не бойтесь взять на себя слишком много. Предприниматель должен хорошо понимать не только свою нишу, но и соседние, тогда он сможет обслуживать большее количество интересных сегментов на рынках уже имеющимися ресурсами».
Очевидно, что это должно было серьезно усилить нагрузку и на сотрудников, и на самих предпринимателей. Однако Анатолий говорит, что это заставило его лучше делегировать полномочия и быстрее принимать решения, компания же тоже стала динамичнее и стала гораздо больше слушать клиентов. «До того момента я привык собирать много информации, анализировать, – говорит он. – Но когда поток решений увеличивается настолько, ты волей-неволей ускоряешься и начинаешь больше доверять интуиции. Даже если ты ошибся, скажем, на 20–30%, – быстро двигаясь, ты быстрее исправишь и ошибки».
Долго думать можно, по мнению Анатолия, в компании, где работает несколько тысяч человек. Но дорасти до такой компании без открытия новых направлений сложно. Однако важно, что бизнесы должны быть синергетичны – уходить совсем в другую область Анатолий считает плохой затеей. «Лучше давить в одну точку», – заключает он.